Get Adobe Flash player

Юрисдикции государств в международном морском праве

Коллизия юрисдикций различных государств в международном морском праве не имеет универсального решения, она подлежит решению применительно к каждому конкретному случаю.

В то же время в общих чертах можно сказать, что территориальная юрисдикция (юрисдикция государства, на территории которого находится судно), в основе которой лежит суверенитет государства, как правило, имеет приоритет над территориальной юрисдикцией государства флага судна и персональной юрисдикцией лиц, находящихся на этом судне.

В свою очередь, территориальная юрисдикция судна, как правило, имеет приоритет над персональной юрисдикцией лиц находящихся на этом судне.

Однако такая иерархическая структура, безусловно, не означает, что обладающая приоритетом юрисдикция исключает осуществление любой другой юрисдикции. Так, например, на судне, находящемся во внутренних водах или территориальном море иностранного государства, вопросы так называемого внутреннего распорядка подчинены юрисдикции государства флага, а не прибрежного государства.  

 

Вы находитесь на борту судна, которое находится в открытом море (часть моря, которая не входит ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага).

Действует:

1. Юрисдикция государства флага судна;

2. Лично в отношении к Вам персонльная юрисдикция страны – гражданином которой Вы являетесь.

Национальная принадлежность судна и юрисдикция государства флага.

Национальность судов

1. Каждое государство определяет условия предоставления своей национальности судам, регистрации судов на его территории и права плавать под его флагом. Суда имеют национальность того государства, под флагом которого они имеют право плавать. Между государством и судном должна существовать реальная связь.

2. Каждое государство выдает соответствующие документы судам, которым оно предоставляет право плавать под его флагом.

(Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, статья 91).

Обязанности государства флага

1. Каждое государство эффективно осуществляет в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом.

2. Каждое государство, в частности:

а) ведет регистр судов с указанием названий судов, плавающих под его флагом, и их данных, кроме тех судов, которые исключены из общепринятых международных правил вследствие их небольших размеров; и

b) принимает на себя в соответствии со своим внутренним правом юрисдикцию над каждым судном, плавающим под его флагом, и над его капитаном, офицерами и экипажем в отношении административных, технических и социальных вопросов, касающихся данного судна.

3. Каждое государство в отношении судов, плавающих под его флагом, принимает необходимые меры для обеспечения безопасности в море, в частности в том, что касается:

а) конструкции, оборудования и годности к плаванию судов;

b) комплектования, условий труда и обучения экипажей судов с учетом применимых международных актов;

с) пользования сигналами, поддержания связи и предупреждения столкновения.

(Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, статья 94).

 

Вы находитесь на борту судна, которое зашло в прилежащюю зону прибрежного государства.

Действует:

1. Юрисдикция государства флага судна;

2. Ограниченная юрисдикция прибрежного государства;

3. Лично в отношении к Вам персонльная юрисдикция страны – гражданином которой Вы являетесь.

Прилежащая зона

1. В зоне, прилежащей к его территориальному морю и называемой прилежащей зоной, прибрежное государство может осуществлять контроль, необходимый:

а) для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря;

b) для наказания за нарушение вышеупомянутых законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря.

2. Прилежащая зона не может распространяться за пределы двадцати четырех морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

(Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, статья 33).

 

Вы находитесь на борту судна, которое зашло в территориальное море прибрежного государства.

Действует:

1. Юрисдикция государства флага судна;

2. Юрисдикция прибрежного государства;

3. Лично в отношении к Вам персонльная юрисдикция страны – гражданином которой Вы являетесь.

Правовой статус территориального моря, воздушного пространства над территориальным морем, а также его дна и недр

1. Суверенитет прибрежного государства распространяется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод, а в случае государства-архипелага — его архипелажных вод, на примыкающий морской пояс, называемый территориальным морем.

2. Указанный суверенитет распространяется на воздушное пространство над территориальным морем, равно как на его дно и недра.

3. Суверенитет над территориальным морем осуществляется с соблюдением настоящей Конвенции и других норм международного права.

Границы территориального моря

Ширина территориального моря

Каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего двенадцати морских миль, отмеряемых от исходных линий, определенных в соответствии с настоящей Конвенцией.

(Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, статья 2,3).

Уголовная юрисдикция на борту иностранного судна

1. Уголовная юрисдикция прибрежного государства не должна осуществляться на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с любым преступлением, совершенным на борту судна во время его прохода, за исключением следующих случаев:

а) если последствия преступления распространяются на прибрежное государство;

b) если преступление имеет такой характер, что им нарушается спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море;

с) если капитан судна, дипломатический агент или консульское должностное лицо государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи; или

d) если такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.

2. Изложенные выше положения не затрагивают права прибрежного государства принимать любые меры, разрешаемые его законами, для ареста или расследования на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море после выхода из внутренних вод.

3. В случаях, указанных в пунктах 1 и 2, прибрежное государство по просьбе капитана уведомляет дипломатического агента или консульское должностное лицо государства флага до принятия каких-либо мер и способствует установлению контакта между указанным агентом или должностным лицом и экипажем судна. В случаях крайней срочности это уведомление может быть сделано в то время, когда принимаются указанные меры.

4. Решая вопрос о том, следует ли вообще и каким образом произвести арест, местные власти учитывают должным образом интересы судоходства.

5. За исключением случаев, предусмотренных в Части XII, или в отношении нарушений законов и правил, принятых в соответствии с Частью V, прибрежное государство не может принимать на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, никаких мер для ареста какого-либо лица или производства расследования по поводу преступления, совершенного до входа судна в территориальное море, если судно, следуя из иностранного порта, ограничивается проходом через территориальное море, не заходя во внутренние воды.

Гражданская  юрисдикция в отношении иностранных судов

1. Прибрежное государство не должно останавливать проходящее через территориальное море иностранное судно или изменять его курс с целью осуществления гражданской юрисдикции в отношении лица, находящегося на борту судна.

2. Прибрежное государство может применять в отношении такого судна меры взыскания или арест по любому гражданскому делу только по обязательствам или в силу ответственности, принятой или навлеченной на себя этим судном во время или для прохода его через воды прибрежного государства.

3. Пункт 2 не затрагивает права прибрежного государства применять в соответствии со своими законами меры взыскания или арест по гражданскому делу в отношении иностранного судна, находящегося на стоянке в территориальном море или проходящего через территориальное море после выхода из внутренних вод.

(Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, статья 27,28).

 

Вы находитесь на борту судна, которое находится в порту прибрежного государства.

Действует:

1. Юрисдикция государства флага судна;

2. Юрисдикция прибрежного государства;

3. Лично в отношении к Вам персонльная юрисдикция страны – гражданином которой Вы являетесь.

Порты

Для целей определения границ территориального моря наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения, которые являются составной частью системы данного порта, рассматриваются как часть берега. Прибрежные установки и искусственные острова не считаются постоянными портовыми сооружениями.

(Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, статья 11).

 

Вы находитесь на борту судна, которое находится во внутренних водах прибрежного государства.

Действует:

1. Юрисдикция государства флага судна;

2. Юрисдикция прибрежного государства;

3. Лично в отношении к Вам персонльная юрисдикция страны – гражданином которой Вы являетесь.

Внутренние воды

1. За исключением случаев, предусмотренных в Части IV (государства – архипелаги), воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального моря, составляют часть внутренних вод государства.

(Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, статья 8).

 

Вы находитесь на территории прибрежного государства.

Действует:

1. Юрисдикция прибрежного государства;

2. Лично в отношении к Вам персонльная юрисдикция страны – гражданином которой Вы являетесь.