Get Adobe Flash player

О Международных Правилах Предупреждения Столкновений Судов в море, 1972 г.  МППСС-72

Международные правила предупреждения столкновения судов в море – система международных нормативно закрепленных, а также рекомендательных правил, направленных на предотвращение столкновений судов как одного из важных аспектов обеспечения безопасности мореплавания.

Действующие Международные правила предупреждения столкновений судов в море 1972 г. (МППСС – 72) являются приложением к Конвенции о Международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 г.  (International Rules of Preventing Collision at Sea, COLREG), принятой в 1972 г. в Лондоне на Международной конференции. Конвенция о МППСС вступила в силу 15 июля 1977 г.

МППСС распространяются на все суда в открытом море и соединенных с ними водах, по которым могут плавать морские суда. Однако соответствующие власти прибрежного государства вправе устанавливать особые правила плавания в акваториях рейдов, портов, на реках, озерах или по внутренним водным путям, соединенным открытым морем. Такие особые правила, насколько это возможно, должны быть близки к МППСС.

МППСС – 72 отличаются от предшествовавших им правил для предупреждения столкновений судов (ППСС -1889, 1929, 1948, 1960) тем, что их исполнение является обязательным на основании международного соглашения.

Принято считать, что первые национальные правила маневрирования появились в Великобритании в 1846 г. Однако еще в 1842 г. в России был разработан свод правил, регламентирующих расхождение как парусных, так и паровых судов. Он был введен в действие для всех водных путей Российской империи в 1846 г. Назывался этот свод – «Правила для плавания казенных и частных судов во всех реках, проходах и морях Российской империи».

МППСС – 72 состоят из пяти частей и четырех приложений:

1. Часть А – Общие положения (правила 1 – 3) – определяет область действия МППСС  и вводит определения;

2. Часть В – Правила плавания и маневрирования (правила 4 – 19) – регламентирует порядок плавания и маневрирования в различных условиях видимости, в том числе выполнение типовых маневров расхождения, обгона, сближения, пересечения курса, плавание в узкостях и т.д.;

3. Часть С – Огни и знаки (правила 20 – 31) – определяют порядок размещения на судне огней и знаков и правила пользования ими;

4. Часть D - (правила 32 – 37) – регламентирует оснащение судов звуковыми и световыми сигналами и порядок подачи их в зависимости от ситуации;

5. Часть Е – Изъятия (правило 38) – касается судов, построенных до 1977 г.