Get Adobe Flash player

О портовых сборах

Портовые сборы - платежи, взимаемые в портах с судов и грузов, исчисляемые по установленным и официально публикуемым тарифам. Перечень основных портовых сборов определяется в каждой стране, а целевых - в отдельных портах.

К основным портовым сборам относятся:

  • маячный сбор - сбор за использование маяка на подступах к порту;
  • тоннажный сбор. Нетто-регистровый тоннаж - объем судовых помещений для груза и пассажиров. Нетто-регистровый тоннаж определяется посредством исключения из брутто-регистрового тоннажа вместимости помещений, которые не предназначены для перевозки грузов и пассажиров: помещений для экипажа, помещений для вспомогательных механизмов, машинного и котельного отделений и др.;
  • корабельный сбор - портовый сбор, взимаемый один раз в год с прибывающих в порт судов, исходя из их регистровой вместимости;
  • навигационный сбор - взимается за вход в порт и выход судна из порта или проход акватории порта транзитом. Для судов, проходящих акваторию порта транзитом, установлена ставка - навигационный сбор;
  • якорный сбор -  портовый сбор, взимается за весь период стоянки судна на внутреннем рейде;
  • причальный сбор - портовый сбор, взимаемый за стоянку судна у причала порта;
  • канальные сборы - обязательные портовые сборы, взимаемые с торговых судов за пользование транзитными и подходными к портам каналами. Ставки канального сбора зависят от тоннажа судна. Канальные сборы взимается при каждом прохождении канала в один конец независимо от того, вошло или не вошло судно в порт;
  • ледовый сбор - портовый сбор, взимается с грузов. Ледовый сбор взимается с грузовладельцев с каждой тонны груза или с каждого контейнера , которые ввозятся или вывозятся судами в/из порта на протяжении фактически объявленной в установленном порядке ледовой компании;
  • доковый сбор - портовый сбор, взимаемый с судна и груза при заходе или уходе из дока. Доковый сбор взимается на расходы по содержанию доков. Имеет место в портах, где наблюдаются значительные приливы и отливы (ливных портах). Тождествен с корабельным сбором;
  • речной,
  • шлюзовой сбор - портовый сбор, взымаемый при прохождении судна через шлюзы;
  • таможенный сбор - дополнительное сверхпошлинное взимание денежных средств за работу с таможенными документами и проведение таможенных мероприятий;
  • лоцманский сбор - портовый сбор за проводку судов лоцманом по фарватеру;
  • грузовой сбор - портовый сбор, оплата грузовладельцем услуг, оказываемых ему морским портом. Грузовой сбор исчисляется по весу брутто погружаемых или выгружаемых судов.

Целевые портовые сборы - санитарный, больничный, сбор за чистку причалов, сбор в пользу спасательных обществ и т.д.

Перечень основных сборов публикуется в коммерческих справочниках. По условиям взимания портовые сборы подразделяются на обязательные и необязательные.

Первые взимаются независимо от того, воспользовался ли клиент какими-либо услугами порта или нет.

Вторые - только при оказании судну заказанных им конкретных услуг.

Классификация сборов в морских портах мира

Сборы с судовладельцев в мировой практике морского судоходства различают:

  • платы за услуги (оплачиваются только при оказании каких-либо услуг: буксир);
  •  сборы (обязательные платы, которые взимаются при входе и выходе из порта).

Классификация плат и сборов в большинстве стран мира следующая:

  • федеральные;
  • местные.

Платы и сборы, как правило, начисляются по регистровому тоннажу. В некоторых странах они начисляются по дедвейту судна, и очень редко в зависимости от его длины. 1 рег.тонна = 2,83 м3

Классификация морских портовых сборов и плат

Как правило, во всех странах действует порядок, по которому состав и уровень портовых сборов должны быть согласованы с государством. Сборы и платы классифицируются следующим образом:

1. По принадлежности сборы подразделяются на:

  • государственные (Commonwealth Dues) направляются на покрытие расходов государства по содержанию принадлежащих ему портов, либо отдельных их хозяйств, также на содержание органов таможенного и санитарного контроля. Они устанавливаются на единых условиях и взимаются по единым тарифам во всех портах страны.
  • местные сборы (Local Dues) устанавливаются в каждом отдельном порту его владельцами, либо портовой администрацией соответственно местным условиям. Доходы от этих сборов поступают муниципалитетам или частным компаниям, владеющим портами.

2. По своему назначению портовые сборы могут быть сгруппированы следующим образом:

  • маячный сбор;
  • портовый сбор (тоннажный, корабельный, доковый);
  • причальный сбор;
  • якорный сбор;
  • канальный и дноуглубительный сбор и др.

3. По условиям взимания портовый сборы могут быть разделены на:

  • обязательный – сбор, который взимается независимо от того, пользовался клиент теми или иными сооружениями или услугами порта или нет.
  • необязательные – взимаются только при оказании клиенту заказанных им конкретных услуг. Ставки этих сборов могут быть твердо установленными за судозаход, либо дифференцированными с учетом фактических затрат на обслуживание.

4. По принципам начисления судовые портовые сборы делятся на сборы, устанавливаемые с вместимости судна, линейных его размерений, коммерческой загрузки и др. Начисление сборов производится:

  • с регистровой вместимости судна, выраженной в тоннах либо м3;
  • с длины судна (в погонных метрах либо футах) и времени стоянки;
  • с осадки судна (в м, дм, футах);
  • с количества доставленного либо принятого груза и пассажиров.

Сборы и платы, оплачиваемые владельцами груза или их агентами.
Сборы направляются на покрытие расходов по содержанию общепортовых гидротехнических сооружений, территории и акватории порта, подходных портов каналов и маяков, однако проследить связь между наименованием каждого отдельного сбора и целей его взимания и тем более соответствие тем или иным расходам порта трудно. В ряде же случаев такая связь видна:

  • маячный сбор взимается на содержание маячной службы в портах, на каналах, фарватерах рек и т.д.
  • причальный сбор взимается на содержание одноименных сооружений порта.
    Доковый сбор встречается как правило в закрытых шлюзовых портах (Лондон, Гуль, Монреаль и т.д. )
  • канальный сбор иногда устанавливают в портах, подверженных сильной заносимости и имеющих подходные каналы.
  • речной навигационный сбор установлен в некоторых портах Великобритании, Канады и других стран, расположенных на реках.

Принципы начисления и уровней ставок одноименных сборов в отдельных портах мира различны. Следует отметить, что различие ставок одноименных портовых сборов, а также принципов и условий их начисления проявляются не только по странам, но и в пределах портов отдельно взятой страны.
Существенное влияние на разнообразие сборов оказывают формы управления и принадлежность портов государственным или частным компаниям. В портах, являющихся собственностью государства, как правило, сборы не являются многочисленными по своей номенклатуре. В тоже время в муниципальных портах либо в портах, принадлежащих частным компаниям, перечень взимаемых сборов значительно обширнее.

Источники информации по портовым сборам

Перечень основных портовых сборов определяется в каждой стране, а целевых - в отдельных портах.
К источникам информации по портовым сборам относится «Свод обычаев порта».