Get Adobe Flash player

О договоре морского круиза

Морская перевозка пассажиров

По своей экономической сущности деятельность морского пассажирского флота характеризуется двумя направлениями.

Первое из них связано с использованием морских судов в качестве транспортных средств  для перевозки пассажиров и их багажа из одного порта в другой. Такие перевозки, как правило, осуществляются линейными судами, работающими по расписанию.

Второе – с круизной деятельностью пассажирских судов, включающей в себя не только морскую перевозку, а и комплексное обслуживание участников круиза (питание, бытовое и экскурсионное обслуживание).

Эти два направления использования пассажирских судов породили возникновение двух самостоятельных по своей юридической природе видов договоров:

  • договора морской перевозки пассажира;
  • договора морского круиза. 

Договор морского круиза

Договор морского круиза как самостоятельный вид договора используется не во всех национальных правовых системах. Так, например, он отсутствует в кодексе торгового мореплавания (КТМ) Российской Федерации, а в национальном морском праве Украины получил своё распространение лишь в 1995 г. с принятием КТМ Украины. Отсутствуют и международные нормативные документы, регулирующие отношения, возникающие в процессе морского круиза.

В процессе круизного рейса пассажирское судно совершает рейс по особому расписанию, рассчитанному на чередование морских переходов с длительными стоянками в портовых городах для ознакомления с ними. Таким образом, круизные рейсы как бы превращают судно в плавучий отель с соответствующим обслуживанием, включающим в себя, помимо захода в порты по туристскому маршруту, организацию береговых экскурсий, а также питание и отдых пассажиров на судне.

Поэтому, кроме основного условия, предусматривающего перемещение пассажира, договор перевозки пассажира может содержать дополнительные, но играющие решающую роль в его заключении условия:

  • предоставление во время рейса организованного питания;
  • включение в маршрут заходов в определённые порты в удобное для пассажиров время и т. д.

Для использования пассажирского судна под круиз между организатором круиза и судовладельцем может заключаться договор фрахтования судна на рейс или определённое время. Однако этот договор следует отличать от договора перевозки пассажира, заключаемого с каждым из пассажиров.

В соответствии со ст. 195 КТМ Украины: «По договору морского круиза, одна сторона – организатор круиза обязуется осуществить коллективное морское путешествие (круиз) по определённой программе и предоставить участнику круиза все связанные с этим услуги (морская перевозка, питание, бытовое и экскурсионное обслуживание и т. п.), а другая сторона – участник круиза обязуется уплатить за это установленную плату». Под организатором круиза следует понимать юридическое или физическое лицо, которым или от имени которого заключен договор морского круиза.

Участником круиза признаётся любое физическое лицо, заключившее договор морского круиза. Подтверждением этого факта служит именная путёвка или другой, приравненный к ней документ, выданный организатором круиза.

По своей юридической природе договор морского круиза является комплексным договором, включающим в себя элементы договоров морской перевозки пассажиров, бытового и экскурсионного обслуживания, найма и т. п.

Поэтому основные права и обязанности сторон по данному договору, а также ответственность сторон аналогичны тем, которые предусмотрены этими договорами.

Нормы, регулирующие отношения, возникающие из договора морского круиза, носят диспозитивный характер, что следует из ст. 197 КТМ Украины.

Однако любое соглашение сторон, ограничивающее права участников круиза, предусмотренные главой 4 раздела 5 КТМ Украины, недействительно.