Get Adobe Flash player

О судовом журнале

Судовой журнал является единственным официальным документом, отражающим непрерывную деятельность судна во всех ее проявлениях, а также условия и обстоятельства, сопровождающие эту деятельность. В случае гибели судна капитан должен принять меры к сохранению журнала.

Форма и Правила ведения журнала утверждаются приказом руководителя соответствующего морского ведомства. Книги судовых журналов скрепляются подписью и печатью капитана порта, что регистрируется в специальном реестре судовых журналов за порядковыми для данного судна номерами. Журнал ведут вахтенные помощники капитана. Правила его ведения помещены в судовом журнале.

Записи в судовом журнале делают на левой и правой страницах листа в следующем порядке. На левой странице каждый час записывают отсчет лага, курс по гирокомпасу и его поправку, курс по главному магнитному компасу, его поправку и девиацию, частоту вращения винта, направление и силу ветра, состояние погоды, видимость, состояние моря, давление атмосферы, температуру наружного воздуха и забортной воды. В конце каждой вахты указывают высоту воды в льялах, пройденное за вахту расстояние, фамилии вахтенных матросов, время включения судовых огней, согласование судовых часов, замеры танков, расход топлива и воды за сутки.

На правой странице листа в заголовке указывают день недели, дату, сведения о рейсе судна и районе плавания. В текст правой страницы по каждой вахте записывают внешние обстоятельства плавания и случаи из судовой жизни, которые имели какое-либо значение для судна, людей и груза или дают возможность проследить впоследствии деятельность судна в плавании и на стоянках. Перечень важных сведений, которые нужно обязательно заносить на правую страницу листа, приведен в Правилах ведения журнала.

Для проверки записей в судовом журнале капитаны судов обязаны сохранять карты с нанесенной на них прокладкой до следующего выхода в море.

СПРАВКА 

Гирокомпас, механический указатель направления истинного (географического) меридиана, предназначенный для определения курса объекта, а также азимута (пеленга) ориентируемого направления.

Преимущества гирокомпас по сравнению с магнитным компасом состоят в том, что он указывает направление географического (а не магнитного) меридиана, что на его показания существенно меньше, чем на магнитный компас, влияют перемещающиеся металлические массы (железо, сталь) и электромагнитные поля и что его точность в условиях маневрирования и колебаний объекта значительно выше. Принцип действия гирокомпаса основан на использовании свойств гироскопа и суточного вращения Земли; его идея была предложена французским учёным Л. Фуко.

Главная ось работающего гирокомпаса всегда устанавливается в плоскости так называемого гироскопического или компасного меридиана. Угол между истинным и гироскопическим (или просто компасным) меридианами носит название поправки гироскопического компаса.
В случаях, когда нордовая часть гироскопического меридиана отклонена от истинного меридиана к востоку, поправке гирокомпаса приписывается знак плюс, и наоборот, когда нордовая часть компасного меридиана отклонена от истинного к западу, поправка гирокомпаса имеет знак минус.

 

Главный магнитный компас устанавливают на верхнем мостике в диаметральной плоскости судна так, чтобы обеспечить хороший обзор по всему горизонту. По главному магнитному компасу ложатся на заданный курс и определяют место судна  по пеленгам береговых ориентиров.

При пользовании магнитным компасом поправкой компаса будет являться угол, заключенный между нордовой частью истинного меридиана и нордовой частью компасного меридиана. Поправка магнитного компаса ΔМК может быть положительной, когда компасный меридиан отклонен от истинного к востоку, и отрицательной, когда компасный меридиан расположен к западу от истинного.

 

 Девиация. Находящиеся в магнитном поле Земли детали набора и другие стальные  и железные части судна постепенно намагничиваются и приобретают свойства магнита. В результате этого в окружающем судно пространстве возникает собственное магнитное поле, действие которого складывается с магнитным полем Земли. Магнитная стрелка судового компаса устанавливается по равнодействующей сил обоих полей, вследствие чего отклоняется от направления магнитного меридиана.

Вертикальная плоскость, проходящая через ось свободно подвешенной магнитной стрелки компаса, установленного на судне, называется плоскостью компасного меридиана, а след от пересечения этой плоскости с плоскостью истинного горизонта - компасным меридианом NкSк. Направление компасного меридиана совпадает с диаметром картушки 0 - 180º.

Горизонтальный угол, на который плоскость компасного меридиана отклоняется от плоскости магнитного меридиана, называется девиацией магнитного компаса. 

  

Лаг - прибор, предназначенный для измерения скорости движения судна.

В древности в качестве лага использовался (и используется по сей день на небольших судах) ручной, или секторный лаг. Он представляет собой доску треугольной формы (сектор) с привязанной к ней верёвкой (линем, лаглинем) и грузом. На лине на одинаковом расстоянии друг от друга завязываются узлы. Доска выбрасывается за корму и пересчитывается количество узлов, ушедших за борт за определенное время (обычно 15 секунд или 1 минуту). Отсюда пошло измерение скорости судна в узлах, 1 узел численно равен 1 морской миле в час.

Принцип работы современных приборов основан на измерении напора воды, или гидролокации морского дна. Самый распространённый лаг представляет собой вертушку, вращающуюся под напором воды. Число оборотов вертушки за единицу времени определяется с помощью электронного или механического устройства. Обычно вертушка лага закрепляется на корпусе судна, но на небольших судах используют портативный вариант лага, в котором вертушка выбрасывается за корму на тросе, а измерительный механизм находится в руках у матроса.

Льяльные колодцы - это углубления в скуловой (угловой) части отсека корпуса судна для сбора воды, которая постепенно скапливается во время эксплуатации судна. Она может проникать через протечки в соединениях труб и арматуры, через сальники насосов и дейдвудной трубы, появляться вследствие отпотевания металлических частей корпуса судна, конденсации водяных паров и небольшой протечки корпуса судна и т. д.

Льяльные воды периодически откачиваются с помощью осушительной системы за борт, предварительно пройдя очистку через сепарационное, или фильтрующее оборудование, которое исключает возможность сброса вод с нефтесодержанием, превышающим установленные нормы.

Танк - цистерна на судне для перевозки или хранения жидких грузов: топлива, смазки и питьевой воды.