Get Adobe Flash player

О некоторых морских терминах

Запомните!

На судне нет верёвок, есть:

Ка́болка — самая тонкая составная часть растительного троса, скрученная из волокон конопли, агавы или других растений.

Линь — тонкий растительный трос диаметром от 3,8 до 11,2 миллиметра, свиваемый из каболок. Для сигнальных фалов и для лаглиней употребляются плетеные лини.

Трос — общее наименование канатно-веревочных изделий. В зависимости от материала тросы бывают: стальные, растительные — из волокон трав и растений (пеньковые, манильские, сизальские, кокосовые и др.), комбинированные (из стальных проволок и растительных волокон), а также из искусственных волокон (капроновые, нейлоновые, перлоновые).

Кана́т — синоним «троса», ранее в морском деле — пеньковый трос более 13 дюймов в окружности, или трос равной ему крепости из иных материалов, вне зависимости от размера. Понятие канат употребляется по отношению к более толстому тросу сравнительно с тонкими тросами.

На судне есть три трубы, всё остальное трубопроводы.

1. Гельмпортовая труба — вертикальная труба для прохода баллера руля в румпельное отделение.

Гельмпо́рт — отверстие в корме судна, через которое проходит баллер (ось) руля. Выше гельмпорта баллер руля проходит через гельмпортовую трубу.

Ба́ллер — ось вращения руля, скреплённая с пером руля.

Перо руля — действующая часть руля.

Румпель (от нидерл. roerpen, roer — весло, руль) — часть рулевого устройства корабля. Передаёт крутящий момент от усилия, создаваемого рулевой машиной или вручную.

2. Дейдвудная труба служит для поддержания гребного вала и обеспечения водонепроницаемости в том месте, где он выходит из корпуса. Одним концом труба соединяется с переборкой ахтерпика, а другим - с яблоком ахтерштевня. В месте соединения с переборкой ахтерпика устанавливают сальник. В дейдвудную трубу вставляют бронзовую или латунную втулку, в которой создают две опорные поверхности - подшипники скольжения, служащие опорами гребного вала. Для уменьшения вибрации, возникающей при работе гребного вала, трубу жестко соединяют с флорами, которые в этом районе делают утолщенными.

А́хтерпик (нидерл. achterpiek) — крайний кормовой отсек судна, заканчивающийся ахтерштевнем и используемый обычно как балластная цистерна.

Де́йдвуд — кормовая оконечность судна в подводной его части между ахтерштевнем и килем.

Киль (англ. keel) — основная продольная связь корабля, располагаемая по всей его длине в нижней части по диаметральной плоскости. На деревянных судах киль состоит из выступающего наружу бруса, к которому прикрепляются шпангоуты; на металлических киль делается из вертикально поставленных листов, скрепляемых полосами углового железа с листами, положенными горизонтально.

Флор (англ. floor) — поперечные стальные днищевые балки или листы в наборе, а также поперечные стальные балки или листы в танках в наборе корпуса судна, продолжением которых от скуловой части до верхней палубы являются шпангоуты.

3. Дымовая труба судна — в современном понимании это защитный кожух вокруг выходящих наружу труб машинного отделения большого судна выводящих тепло, пар, дым из различных устройств и систем машинного отделения. Этот кожух, как правило, надходится на верхних палубах и его вершина выше самой верхней палубы во избежание воздействия пара, тепла, дыма из машинных труб на человека и внешнее состояние судна.