Get Adobe Flash player

Работа в Черноморском морском пароходстве

Часть 2

Работа на пассажирских судах в каботаже  

Одесская мореходная школа окончена, диплом получен, все документы переданы в отдел кадров ЧМП, в группу пассажирских судов.

Есть одно существенное НО – не открыта виза для выезда за границу. Документы на рассмотрении КОМПЕТЕНТНЫХ ОРГАНОВ. Как правило, в те времена, визу открывали от 6 месяцев и более, а могли и вообще не открыть без объяснений. 

В таких случаях, отдел кадров ЧМП направлял на работу на суда, которые совершают рейсы в каботаже (в территориальных водах, без выхода за границу).

В то время, среди пассажирского флота, такими судами были: пароход «Адмирал Нахимов», т-х «Колхида», т-х «Молдавия», т-х «Башкирия» и другие.

 

Первым судном, на котором пришлось осваивать морскую профессию, был пароход «Адмирал Нахимов».

Не теплоход, а именно пароход, потому что главные машины приводились в действие с помощью силы пара. Пар в свою очередь вырабатывался в котельном отделении при сжигании мазута.

Среди моряков на этот пароход, говорили: «Две трубы – одна зарплата».

Пароход «Адмирал Нахимов» достался СССР по контрибуции после окончания второй мировой войны и назывался ранее «Берлин». Прежнее название легко можно было прочитать по линии швов, которые остались после его срезки, а также были видны швы от свастики.

Как правило, на пароходе «Адмирал Нахимов», среди рядового состава работали моряки, которые:

ждали визу;

у которых  закрыли визу;

«залетчики»;

визу никогда не откроют;

пенсионеры или ждущие пенсию;

практиканты.

В штат поставили мотористом 2 класса и определили на вахту в дизель-генераторное отделение (были еще и ремонтные бригады, которые работали с 08-00 до 17-00).

Вахтенный моторист дизель-генераторного отделения, обязан был находиться на вахте 4 часа, через 8 часов отдыха и следить за работой 2-х дизель-генераторов, которые обеспечивали электроэнергией все судно.

Вахты еженедельно менялись по графику, и это выглядело так:

 

 

Вахты:

с 08-00 до 12-00, с 20-00 до 24-00 (прощай молодость);

с 12-00 до 16-00, с 24-00 до 04-00 (собачья вахта);

с 16-00 до 20-00, с 04-00 до 08-00 (королевская вахта).

Одновременно на вахте в машинном отделении находилось несколько десятков моряков (механиков и мотористов), которые несли вахту в котельном отделении, дизель-генераторном отделении, главном машинном отделении, рефрижераторном отделении, электрики в центральном пункте управления, системные мотористы и механики.

 

Следующее судно, на котором пришлось работать - теплоход «Колхида», небольшое пассажирское судно, совершающее круглогодичные рейсы по Крымско-Кавказкой линии в соответствии с расписанием: Одесса, Батуми, Сухуми, Сочи, Новороссийск, Ялта, Одесса.

На теплоходе «Колхида», экипаж условно можно разделить следующим образом:

ожидающие визу;

визу никогда не откроют;

устраивает каботаж (пенсионный возраст).

Вахта в машинном отделении, заключалась в контроле и обеспечении работы 2-х главных машин, дизель генераторов, систем обеспечения машинного отделения и судна, а также в случаях прихода – отхода судна управлять главными машинами по командам с мостика. Это регулирование оборотов (малый, средний, полный ход), реверс работы машин (задний, передний ход).

На каждый сезон года, «старожилы» знали, что нужно и с какого порта везти в Одессу и обратно. Это: мандарины, вино, ткхемали, ковры, одежда и т. д..


Теплоход «Аджария» стал следующим местом работы, это небольшое судно, которое уже кроме Крымско-Кавказкой линии, ходило в Турцию, Болгарию, Грецию.

Снова работа мотористом в машинном отделении, обязанности почти те же. Экипаж уже отличался от «каботажников» наличием Турецких «шмоток» и денег.

На этом судне преобладал экипаж из семейных «оседлых» Одесситов. Через каждые 7 – 14 дней в Одессе, это многих устраивало.

Ввиду небольших размеров судна, у экипажа выбор развлечений на судне не велик: кают-компания, что-то вроде спортплощадки возле дымовой трубы и пожалуй все. 

Переход в экипаж с одного судна на другое внутри пассажирской группы – это довольно нормальное явление. Группа пассажирских судов делилась на много подгрупп, в которые входило несколько судов (количество судов в подгруппе зависело от их размеров и соответственно штатного количества членов экипажа).

Каждую подгруппу вел определенный инспектор – очень уважаемый человек, от него зависело на какое судно можно попасть. Можно работать на лайнере, который работает только за границей, а можно попасть на небольшое пассажирское судно, работающее в каботаже.