Get Adobe Flash player

Основы борьбы за непотопляемость судна

Организация экипажа в борьбе за живучесть судна.

Борьба за живучесть судна является обязанностью всех членов экипажа и регламентируется:

  • Уставом службы на судах Министерства морского флота Украи­ны;
  • Наставлением по борьбе за живучесть судна (НБЖС);
  • Расписанием по тревогам.

Для герметизации судна, борьбы с водой, пожарами, паром, дымом, утечкой газа, для ликвидации повреждений технических средств и для спасения людей на судне создаются:

  • При численности экипажа свыше 100 человек - носовая и кормо­вая аварийные партии, аварийная партия машинного отделения;
  • При численности экипажа 50 - 100 человек - носовая и кормовая аварийные партии, аварийная группа машинного отделения;
  • При численности экипажа 15-50 человек - аварийная партия и аварийная группа машинного отделения;
  • При численности экипажа менее 15 человек - аварийная группа.

Командирами аварийных партий (групп) назначаются:

  • При трех (двух) аварийных партиях командиром носовой партии - второй помощник капитана, кормовой - третий механик;
  • При одной аварийной партии - второй помощник капитана, замес­тителем командира - третий механик; аварийной партии (группы) машинного отделения - второй механик;
  • На малых судах при одной аварийной группе борьба за живучесть судна ведется согласно Расписанию по тревогам под непосредст­венным руководством капитана судна.

При наличии в штате судна двух вторых помощников капитана коман­диром кормовой аварийной партии должен назначаться также второй помощник капитана. Заместителями командиров аварийных партий на­значаются третий и рефрижераторный (системный) механики.

На аварийные партии возлагаются следующие задачи:

  • Герметизация судна;
  • Эвакуация людей, вынос раненых из аварийных помещений;
  • Постановка пластырей, заделка пробоин в корпусе судна, удаление воды из затопленных помещений и воды, скопившейся при туше­нии пожаров и от фильтрации;
  • Борьба с пожаром, паром, дымом;
  • Ликвидация повреждений грузопроводов, трубопроводов, элек­трокабелей, внутрисудовой связи;
  • Разборка завалов, образовавшихся в результате разрушений кон­струкций судна;
  • Перекачка жидких грузов;
  • Взаимодействие с береговыми пожарными командами, аварийно-спасательными подразделениями, экипажами судов на рейде и в порту.

Кроме аварийных партий на судне создаются:

  • Пост медпомощи - санитарная группа, командир - судовой врач или лицо, на которое возложено исполнение его обязанностей по общесудовой тревоге;
  • Партия охраны порядка, безопасности и эвакуации (только на пас­сажирских судах), командир - помощник капитана по пассажир­ской части или лицо, на которое возложено исполнение его обя­занностей по общесудовой и шлюпочной тревогам;
  • Группа подготовки спасательных средств коллективного пользо­вания, командир - лицо командного состава, боцман или старший матрос.

Аварийные партии являются основными дегазационными отделениями. Их действия и обязанности определяются специальным расписанием.

В порту при увольнении экипажа на берег на судне ежедневно создается стояночная аварийная партия (группа). При стоянке на рейде она должна создаваться исходя из одной трети части экипажа, а при стоянке у при­чала - не менее одной пятой части экипажа. Командиром стояночной аварийной партии (группы) является вахтенный помощник капитана, за­местителем - вахтенный механик.

Для осуществления мероприятий по борьбе за живучесть судна по рас­поряжению капитана могут привлекаться также лица, не входящие в со­став штатного экипажа, но временно находящиеся на судне (подменные и ремонтные бригады, практиканты и др.)

В составе аварийной партии должны быть предусмотрены:

  • Группа разведки пожара, состоящая из старшего группы и двух-трех связных, и группы тушения пожара, состоящей из лиц по ис­пользованию противопожарных средств и систем пожаротушения;
  • Группа разведки водотечности корпуса, включающая старшего группы, двух-трех связных и группу по ликвидации водотечности корпуса, состоящую из лиц по заводке пластыря, замера воды в льялах, сточных колодцах и танках, заделке пробоин в корпусе судна;
  • В одну из аварийных партий должна входить (на судах, имеющих зарегистрированную  легководолазную  группу)  легководолазная группа в составе старшего группы и двух легких водолазов, а так­же лиц, обеспечивающих их работу под водой;
  • Группа (лица) по ликвидации повреждений трубопроводов, элек­трокабелей и борьбе с паром;
  • В судовых расписаниях должно быть предусмотрено выделение людей из состава аварийных партий для осмотра судовых поме­щений при взрыве или другой аварии на борту судна, или по ко­манде «Осмотреть помещения».

Члены экипажа, расписанные в составе группы разведки пожара, должны хорошо знать устройство судна, иметь свидетельства для рабо­ты в дыхательных изолирующих противогазах и быть хорошо подготов­ленными к борьбе за живучесть судна.

В состав группы разведки водотечности корпуса должны расписы­ваться члены экипажа, хорошо знающие устройство судна и имеющие хорошую подготовку к борьбе за живучесть судна.

В состав легководолазной группы должны расписываться члены эки­пажа, имеющие соответствующие не просроченные свидетельства и про­ходящие регулярные тренировки.

В состав группы подготовки спасательных средств к спуску на воду должны входить:

  • Мотористы для подготовки и проверки в действии двигателей шлюпок перед спуском их на воду;
  • Лица, доставляющие в шлюпки дополнительное снабжение (про­довольствие, вода, одеяла, переносная аппаратура и др.);
  • Лица, непосредственно готовящие шлюпку к спуску (снятие рейков, чехлов, щитов, закрытия пробок и т. д.).

О готовности плавсредств к спуску на воду командир группы доклады­вает старшему помощнику капитана.

Основы организации действий легководолазной группы:

  • Легководолазная группа под руководством старшего группы в ус­тановленном месте надевает легководолазное снаряжение;
  • Старший легководолазной группы распределяет обязанности во­долазов;
  • Спускающийся лично проводит рабочую проверку аппарата и ре­зультаты оформляет росписью в водолазном журнале;
  • Страхующий выполняет обязанности телефониста;  немедленно  спускается под воду в случае необходимости оказать помощь во­долазу;
  • Обеспечивающий - старший легководолазной группы отвечает за работающего водолаза с момента крепления сигнального конца до выхода его из воды и полного раздевания;
  • О готовности к работе старший легководолазной группы доклады­вает командиру аварийной партии.

Партия охраны порядка и безопасности (на пассажирских судах) произ­водит герметизация и затемнение своего участка судна, участвующие в подготовке плавсредств к спуску готовят плавсредства (подают допол­нительное снабжение, продовольствие, воду) и занимают свои места по эвакуации пассажиров с судна, согласно расписанию по шлюпочной тревоге (регулировщики, регулировщики-распорядители, бортпроводни­ки, помощник капитана по пассажирской части и т.д.).

Санитарная группа производит герметизацию своего участка судна и го­товится к выполнению возложенных на нее задач.

Порядок боевого следования группы разведки пожара:

  • Командир группы разведки пожара (первый разведчик) карабин своего пояса соединяет с огоном своего спасательного троса;
  • Связной (второй разведчик) карабин своего пояса соединяет со спасательным тросом командира группы разведки пожара,  нахо­дясь в свободном скольжении по тросу;
  • Страхующий (третий разведчик) находится в незадымленной зоне на сигналах и страховке, имея изолирующий противогаз в поло­жении «наготове».

Командиры аварийных партий и других подразделений судна, старшие группы разведки должны поддерживать связь между собой и ГКП с по­мощью портативных УКВ радиостанций. Согласно требований Морско­го Регистра Украины на судах должно быть не менее трех комплектов двухсторонней радиотелефонной связи, используемых при проведении спасательных и аварийных мероприятий на судне.

 

Организация обеспечения непотопляемости судна.

Совокупность действий экипажа, направленных на поддержание и восстановление плавучести и остойчивости судна, понимается как борьба за его непотопляемость.

Плавучесть способность судна поддерживать вертикальное равновесие в заданном положении относительно поверхности воды.

Остойчивость способность судна, выведенного из положения равновесия воздействием внешних сил, снова к нему возвращаться по прекращении этого воздействия.

Остойчивость и плавучесть морских судов нормируется Правилами классификации и постройки морских судов Морского Регистра.

Главным документом, которым необходимо руководствоваться для обеспечения непотопляемости неповрежденного судна, является Информация об остойчивости судна для капитана. В этом документе содержатся требования к критериям остойчивости, предельному количеству и размещению грузов именно для данного судна, сведения о судне, необходимые для расчета остойчивости, и рекомендации по сохранению остойчивости.

Информация об аварийной посадке и остойчивости судна является основным документом, содержащим информацию об аварийном состоянии судна при различных случаях затопления.

В начале Информации приведены:

  • общие сведения о судне;
  • схемы расположения всех непроницаемых переборок;
  • схемы расположения всех отверстий и приводов для их закрытия;
  • системы, используемые в ходе борьбы за непотопляемость судна;
  • указания, необходимые для поддержания остойчивости неповрежденного судна, достаточной для того, чтобы оно могло выдержать самое опасное расчетное повреждение.

Основная часть Информации содержит в табличной форме результаты расчетов аварийной посадки и остойчивости судна при симметричном и несимметричном затоплении отсеков для типовых вариантов загрузки судна. Для каждого варианта указаны возможные последствия затопления и необходимые мероприятия для сохранения судна.

Последняя часть Информации включает рекомендации о действиях, которые необходимо предпринять сразу после получения повреждения для сохранения плавучести и остойчивости судна.

 

Предотвращение затопления судна

Своевременное обнаружение поступления забортной воды в корпус судна является одним из основных факторов, влияющих на успех в борьбе за непотопляемость.

Причины поступления воды в корпус судна могут быть различные: пробоины, усталостные трещины, разрыв швов обшивки, свищи, нарушение герметичности забортных закрытий судовых систем и устройств, течи трубопроводов и т.п.

Основой контроля над поступлением воды в корпус служат регулярные замеры уровня воды в льяльных колодцах отсеков. На судах, не оборудованных датчиками уровня воды, уровень воды в отсеках определяется вручную складным футштоком (или иным ручным измерительным инструментом) через специальные мерительные трубки, ведущие с верхней палубы в льяльные колодцы.

Льяльные колодцы - это углубления в углах отсека для сбора воды. В льяльных колодцах находятся водозаборники осушительной системы.

Если произвести замеры не представляется возможным, производится контрольная откачка воды из льяльных колодцев.

В нормальных условиях плавания контроль уровня воды в отсеках производится не реже чем один раз за вахту. При плавании в штормовых условиях, во льдах и других особых условиях, когда возможно поступление воды в корпус судна, замеры воды в отсеках должны производиться не реже одного раза в час. Результаты замеров должны заноситься в судовой журнал.

Косвенными признаками поступления воды в отсек могут быть:

  • шум поступающей в отсек воды;
  • фильтрация воды через неплотности в местах соединения переборки с продольными элементами корпуса, трубопроводами, в местах прокладки кабелей и т.п.;
  • шум выдавливаемого водой воздуха, выходящего через вентиляционные и измерительные трубы, горловины и другие отверстия главной палубы;
  • отпотевание поверхностей затопленного отсека;
  • глухой звук при ударе металлическим предметом по поверхности затопленного отсека.

 

Борьба с распространением воды по судну

Каждый член экипажа при обнаружении признаков поступления воды обязан:

1. Немедленно сообщить вахтенному помощнику или вахтенному механику. Своевременное начало борьбы за живучесть во многом определяет конечный результат. Чем быстрее будет объявлена общесудовая тревога, тем быстрее экипаж начнет борьбу за живучесть, тем больше шансов свести к минимуму ущерб от аварии.

2. Не ожидая дальнейших указаний, уточнить место, размеры, характер повреждения. Если повреждение существенное и отсек будет затоплен, то эта информация важна для расчета скорости затопления и выбора средств для восстановления водонепроницаемости корпуса.

3. Если имеется возможность — обесточить отсек.

4. Если имеется возможность, то приступить к устранению повреждения корпуса, а если это невозможно, то покинуть затапливаемый отсек, герметизируя все его закрытия.

В поврежденный отсек вода будет вливаться до тех пор, пока давления столбов воды внутри и снаружи не уравняются. При наличии открытых отверстий в главной палубе уровень воды в затапливаемом отсеке, в конце концов, станет равным аварийной ватерлинии.

Герметизация всех отверстий, ведущих в отсек, позволяет ограничить выход воздуха, что создаст воздушную подушку и ограничит поступление воды.

Поиск повреждения может осуществляться разными способами. Наиболее полную картину повреждения можно получить, спустив водолаза. Но это не всегда представляется возможным, главным образом, из-за погодных условий. Пробоину в борте можно нащупать длинным шестом, сделав на конце поперечную планку. Пробоину в районе скулы и днища можно нащупать при помощи подкильного конца, закрепив на нем в средней части какой-либо предмет, который бы цеплялся за края пробоины при протаскивании по обшивке.

Удаление воды из смежных отсеков должно вестись обязательно, как минимум, по двум причинам:

  • минимальный запас плавучести большинства судов рассчитан на затопление одного отсека. Дополнительная масса воды в смежных отсеках может привести к потере плавучести;
  • при затоплении отсека судно частично теряет остойчивость из-за наличия большой площади свободной поверхности жидкого груза. Если и в смежных отсеках окажется свободно перемещающаяся вода, то судно может полностью потерять остойчивость и перевернуться.

Подкрепление переборок необходимо делать из тех соображений, что в процессе эксплуатации происходит ослабление прочности конструкций как за счет ржавления металла, так и за счет «усталости».

При подкреплении переборок следует соблюдать следующие правила:

  • подкрепления делать к элементам набора, а не к обшивке;
  • чтобы избежать нарушения водонепроницаемости, запрещается выправлять домкратами или подпорками остаточную деформацию при вспучивании переборки.

 

Бороба за непотопляемость судна.

Бороба за непотопляемость судна - это совокупность действий экипажа по поддержанию и восстановлению плавучести и остойчивости судна.

В ходе борьбы за непотопляемость экипаж судна должен предпринимать энергичные и квалифицированные действия, а именно:

  • обнаружения поступления воды внутрь корпуса судна и выявления мест, рамеров и характера повреждений в корпусе, а также в других судновых конструкциях;
  • прекращения или ограничения поступления воды внутрь судна и распространения (фильтрации) ее по всему судну;
  • удаления из отсеков забортной и фильтрационной воды, а также воды и поступишей при тушении пожаров;
  • временного восстановления водонепроницаемости корпуса судна и осушения затопленного отсека;
  • заделки пробоин и восстановленя водонепроницаемости корпуса;
  • восстановления остойчивости, плавучести и спрямления аварийного судна;
  • обеспечения хода и управляемости аварийного судна.

В случае угрозы гибели судна из- за недостаточной плавучести или остойчивости необходимо предпринять меры, при наличии такой возможности, к посадке судна на мель.

 

Действия экипажа при обнаружении водотечности корпуса судна

Характерными признаками поступления воды в корпус судна являются:

  • появление статического крена судна;
  • изменение характера качки при неизменных внешних условиях плавания;
  • заметное измененме осадки судна;
  • крен судна при перекладке руля.

Поступление воды в смежный отсек может быть установлено по следующим признакам:

  • шуму поступающей в отсек воды;
  • фильтрации воды из смежного отсека через имеющиеся неплотности в переборках, палубах, платформах, втором дне и в местах прохода через них трубопроводов и кабелей;
  • шуму воздуха, выходящего через воздушные и измерительные трубки, горловины, различного рода неплотности;
  • глухому звуку, издаваемому полотном переборки, настилом палуб, платформ, второго дна при ударе по ним металлическим предметом;
  • отпотеванию конструкций переборок, палуб, платформ второго дна.

Каждый член экипажа, обнаруживший поступление воды обязан:

  • всеми возможными способами доложить о случившемся вахтенному помощнику или вахтенному механику с указанием места, размеров и характера повреждений;
  • не ожидая прибытия членов аварийной партии, приступить к заделке обнаруженной водотечности, если это возможно и имеется рядом необходимое аварийное имущество, приняв при этом все возможные меры по ограничению распространения воды по судну.

Вахтенный помощник обязан:

  • немедленно объявить общесудовую тревогу, по получению доклада от вахтенного механика, членов экипажа или при срабатывании сигнализации о поступленнии воды в отсек;
  • доложить капитану и принять меры по выявлению причин возникновения статического крена, дифферента, бистрого повышения уровня воды в лбялах, а в экстренных случаях объявить общесудовую тревогу.

 

Борьба с поступлением и распространением воды по судну.

Действия экипажа при обнаружении водотечности корпуса.

Каждый член экипажа, обнаруживший по­ступление воды в корпус судна, обязан немедленно предпринять следующие действия:

  • любым доступным путем доложить вахтенному помощнику или вахтен­ному механику;
  • уточнить место и характер повреж­дения и приступить к ликвидации водотечности, если это возможно.

Вахтенный помощник обязан немедленно объявить общесудовую тревогу, доложить капитану и принять меры по выявлению реальной обстановки (наличие крена и дифферента судна, быстрое повышение уровня воды в льялах и т.п.).

Действия экипажа по общесудовой тревоге по борьбе с водой:

  • задраиваются все водонепро­ницаемые закрытия, имеющие дистанционный привод с ГКП;
  • закрывают все закрытия, имеющие маркировку "П";
  • вахта в МО за­пускает все стационарные водоотливные насосы;
  • приводятся к немедленному действию системы перепуска воды, креновые и дифферентовочные системы;
  • по разрешению капитана отключается электропитание в районе затапливаемого отсека;
  • все члены экипажа действуют согласно Расписанию по тревогам и Оперативному плану по борьбе с водой в данном отсеке.

 

Действия аварийной партии и звена(группы) разведки по борьбе с водой.

Командир аварийной партии (группы) в ходе борьбы за непотопляемость судна обязан предпринять следующие действия:

  • немедленно высылать группу разведки в район затапливаемого отсека для его обследования и установления места, вида и размеров повреждения корпуса, закрытий судовых систем и устройств;
  • определить характер повреждений, установить необходимость в подкреплении переборок и закрытий, а также определить необходимое число людей и средств для борьбы с водой и првоочередные действийя АП;
  • в случае необходимости, отправить в отсеки (смежные с затапливаемым) группы для борьбы с водой;
  • контролировать доставку в район затапливаемого отсека аварийного имущества и дейстаия членов АП по борьбе с поступлением и распространением воды;
  • при необходимости направить членов АП для заводки пластыря на пробоину;
  • организовать оказание медицинской помощи и эвакуацию пострадавших;
  • докладывать на ГКП о всех своих действиях.

 

Заделка пробоин.

В общем случае при получении малой или средней пробоины, когда производительность водоотливных средств больше объема поступающей воды, по возможности следует остановить движение судна, выровнять крен в соответствии с с имеющейся на судне документацией по остойчивости и непотопляемости, завести пластырь, откачать воду, заделать пробоину и продолжить движение, контролируя при этом возможность дальнейшего поступления воды через заделанную пробоину.

При получении большой или очень большой пробоины объем поступающей в отсек воды не поддается откачке осушительными насосами, время затопления отсека при этом измеряется минутами или даже секундами. Поэтому при наличии большиз пробоин, расположннныъх ниже ватерлинии, борьба за живучесть ведется после затопления отсека. В этом случае, наряду с проведением указанных выше мероприятий, следует вестим борьбу с возможностью фильтрации воды по судну.

На судах с двойными бортами и двойным дном, оборудованных компрессорами и специальными патрубками и шлангами для нагнетания воздуха в отсеки, в случае повреждения только днища или только наружного борта следует произвести нагнетание воздуха в затопленный отсек с целью понижения уровня воды до места пробоины. При этом надлежит вести постоянное наблюдение за переборкамир затопленного отсека и при обнаружении их выпучивания немедленно уменьшить компресионное давление.

 

Борьба экипажа за непотопляемость судна.

Борьба экипажа за непотопляемость судна осуществляется под руко­водством капитана в соответствии с  Информацией об аварийной  остойчивости и посадке судна и включает следующие действия  экипажа:

  • обнаружение поступления воды внутрь судна и выявление места, размера и характера повреждений корпуса судна, водонепроницаемых переборок, второго дна, платформ и палуб;
  • определение количества воды, поступающей внутрь судна в единицу времени (ориентировочно эти данные могут быть получены по специальной таблице);
  • прекращение или ограничение поступления воды внутрь корпуса и недопу­щение распространения ее по судну;
  • восстановление водонепроницаемости корпуса судна, его водонепроницаемых переборок, палуб, платформ и второго дна;
  • удаление забортной воды из затопленного отсека и фильтрационной воды из смежных с ним отсеков;
  • спрямление аварийного судна при сохранении достаточного запаса плавучести и остойчивости;
  • обеспечение хода и управляемости аварийного судна.

После получения сигнала или доклада о поступлении воды внутрь судна вахтенный помощник капитана обязан немедленно объявить общесудовую тревогу, по сигналу которой экипаж судна должен действовать в соответствии с расписанием по тревогам.

По сигналу общесудовой тревоги начальники аварийных партий (групп) обязаны:

  • прибыть в район аварии и доложить на ГКП о готовности партии (группы) к борьбе за живучесть судна;
  • установить место, характер и размеры повреждений;
  • выделить необходимое количество людей и средств для борьбы с водой и определить их действия;
  • организовать вынос пострадавших из аварийного отсека и оказать им помощь;
  • произвести герметизацию аварийного отсека;
  • организовать осмотр отсеков, смежных с аварийным, и при необходимости дать указания по обеспечению водонепроницаемости переборок и закрытий и по их подкреплению;
  • доложить о результатах разведки и действиях аварийной партии на ГКП.

При обследовании отсека в районе повреждений и смежных с ними помещений начальник аварийной партии запрещает открывать водонепрони­цаемые закрытия или ослаблять их задраивание до тех пор, пока не убедится, что это не приведет к распространению воды по судну.

Наличие воды в аварийном отсеке или помещении может быть прове­рено пуском в действие осушительной системы.

Шум воздуха, выходящего через воздушные и измерительные трубы, глухой звук, издаваемый переборкой, палубой, вторым дном при ударе по ним металли­ческим предметом, отпотевание переборок, палуб, платформ второго дна также указывают на наличие воды в аварийном отсеке.

При борьбе с поступлением воды необходимо:

  • стремиться ограничить ее распространение по судну; при этом борьбу следует начинать от внешних границ затопленных районов, сосредотачивая основные силы и средства на помещениях, имеющих жизненно важное значение для судна;
  • принимать меры по заделке повреждений корпуса;

установить постоянное наблюдение за прочностью и водонепроницаемостью  переборок со стороны смежных отсеков и при необходимости произвести их подкрепление и ликвидировать водотечность.

После прекращения поступления воды внутрь судна надлежит:

  • тщательно проверить качество заделки пробоин и при необходимости про­извести ее подкрепление;
  • установить наблюдение за аварийным отсеком и смежными с ним помещения­ми, а в наиболее важных из них при необходимости выставить специальную вахту;
  • принять меры по удалению из судна забортной воды, попавшей при аварии.

Подкрепление водонепроницаемых переборок, палуб, платформ и второго дна рекомендуется производить при опасном затоплении отсека, значи­тельных выпучинах в металле переборок, платформ и настила второго дна, а также при обнаружении признаков расхождения швов и ослабления заклепок.

Для предупреждения выпучивания или разрушения подкрепленных переборок, палуб, платформ, настила второго дна и закрытий опорные места для подпора должны выбираться на их наборе с вскрытием обшивки и изоляции.

Для предупреждения нарушения водонепроницаемости или снижения проч­ности запрещается выправлять с помощью подпор или домкратов остаточные деформации, полученные водонепроницаемыми переборками, палубами, платфор­мами, настилом второго дна и закрытиями.

За подкрепленными водонепроницаемыми переборками, палубами, платфор­мами и закрытиями следует установить непрерывное наблюдение.

Для осушения затопленного отсека надлежит использовать все, включая и переносные водоотливные средства, имеющиеся на судне.

Фактическое состояние аварийного судна устанавливается капитаном. В случае угрозы опрокидывания судна вследствие недостаточной остойчивости или его затопления от израсходования запаса плавучести капитан судна обязан принять меры к посадке судна на мель.

Основной мерой для повышения аварийной плавучести судна является откачка жидких грузов из неповрежденных танков (цистерн). При недостаточной аварийной остойчивости или недопустимости ее снижения откачка разрешается только из танков (цистерн), расположенных выше центра тяжести судна.

Основными мерами по повышению аварийной остойчивости судна являются:

  • откачка жидких грузов из высокорасположенных неповрежденных танков-(цистерн);
  • прием водяного балласта в низкорасположенные танки (цистерны), когда запас аварийной плавучести достаточен;
  • запрессовка неповрежденных заполненных танков для ликвидации свобод­ных поверхностей в них;
  • обеспечение быстрого удаления воды с палуб судна.

Восстановление остойчивости и спрямление аварийного судна про­изводится только по указанию капитана.

В процессе борьбы за непотопляемость капитан обязан контроли­ровать запас остойчивости и плавучести, установить наблюдение за изменением осадки судна и высотой надводного борта, а также учитывать количество посту­пившей внутрь судна воды. При этом капитан должен руководствоваться прин­ципом, что важнейшим в борьбе за непотопляемость судна является восстановле­ние его остойчивости и уменьшение крена и дифферента до минимальных.

Остойчивость судна следует считать недостаточной в следующих слу­чаях:

  • судно не отвечает нормам Регистра по результатам расчета в соответ­ствии с Информацией об остойчивости судна для капитана;
  • при перекладке руля на ходу судно переваливается с борта на борт и не выпрямляется при приведении руля в положение “прямо руль”;
  • судно, имевшее постоянный крен на один борт, внезапно перевалилось и получило постоянный крен на другой борт;
  • при симметричном относительно диаметральной плоскости затоплении поме­щений крен аварийного судна превышает 5°.

При проведении мероприятий по спрямлению аварийного судна запре­щается проводить какие-либо работы до выяснения его фактической остойчивости.

Спрямление аварийного судна и повышение остойчивости рекоменду­ется проводить в следующем порядке:

  • прекратить перемещение, перетекание или пересыпание грузов на поврежден­ный борт;
  • удалить воду из не полностью затопленных больших помещений, расположен­ных до момента аварии с судном выше действующей ватерлинии;
  • удалить за борт воду, имевшуюся в помещениях, расположенных до момента аварии с судном выше действующей ватерлинии, или, как исключение, спустить ее в помещения, расположенные ниже;
  • осушить поврежденный отсек и соседние с ним помещения после заделки пробоин;
  • перекачать жидкие грузы в днищевые танки (цистерны), а в исключительных случаях удалить их за борт;
  • переместить вниз твердые грузы, расположенныр пьтгпкп, а в исключительных случаях удалить их за борт;
  • произвести балластировку судна.

Перекачивание жидких грузов (топлива, воды и масла) из междудон­ных танков (цистерн) в бортовые разрешается только при достаточной начальной остойчивости аварийного судна. Жидкие грузы должны перекачиваться, по воз­можности, из танков (цистерн) с большей вместимостью в танки (цистерны) с мень­шей вместимостью до полного их заполнения. Остаток жидких грузов перекачи­вается в танки (цистерны), симметричные относительно диаметральной плоскости судна. При этом следует избегать перекачки жидких грузов из танков (цистерн), смежных с затопленным отсеком.

Для спрямления аварийного судна следует затоплять танки (цистерны) минимальных объемов, чтобы создавался требующийся спрямляющий момент, т. е. для уменьшения крена необходимо выбирать наиболее удаленные от диаме­тральной плоскости танки (цистерны), а для уменьшения дифферента — наиболее удаленные от миделя. При этом должны выбираться самые низкие днищевые танки, если даже они менее удалены от диаметральной плоскости, чем бортовые. В первую очередь должны затапливаться креновые и дифферентные танки, если они име­ются на судне.

Особое внимание при спрямлении судна должно быть обращено на то, что откачку и перекачку жидких грузов и балластировку цистерн разрешается производить только при затоплении с достаточной положительной остойчивостью. При затоплениях, приводящих к малой положительной метацентрической высоте, необходимо сначала принять меры по улучшению аварийной остойчивости, а затем приступить к спрямлению судна.         

При этом надлежит знать следующее:

  • заполнение и осушение танков (цистерн) должно производиться полностью;
  • прием балласта или перекачка жидкого груза производятся одновременно только с одной парой цистерн;
  • крен следует уменьшать не сразу, а по этапам.

Поперечное спрямление аварийного судна следует прекращать при уменьшении крена до 5° в целях предупреждения переваливания судна на другой борт с еще большим креном.

Продольное спрямление аварийного судна должно производиться только в исключительных случаях, а именно, для обеспечения хода и управляе­мости судна, а также если дифферент непрерывно возрастает и имеется опасность погружения открытых частей палубы в воду, оголения винтов и руля. При про­дольном спрямлении необходимо вести наблюдение за креном, не допуская его увеличения.

После спрямления аварийного судна необходимо учесть общее коли­чество принятой воды и оценить оставшийся запас плавучести. Если имеется возможность дальнейшего повышения его остойчивости, то это следует сделать.

При плавании судна с постоянным креном, оставшимся после спрямле­ния, необходимо:

  • перекрыть магистрали, сообщающие танки (цистерны), расположенные по разным бортам и в разных отсеках;
  • расходовать жидкие грузы только из танков (цистерн) накрененного борта;
  • для предотвращения оголения приемников воды, топлива и масла не до­пускать снижения уровня жидкости в танках (цистернах) до опасного предела;
  • тщательно наблюдать за уровнем воды в работающих котлах, не допуская оголения трубок и попадания воды в паровые магистрали;
  • тщательно наблюдать за насосами, в которых приемники забортной воды расположены близко к ватерлинии.