Get Adobe Flash player

Организация экипажа по борьбе за живучесть судна

Основные мероприятия по подготовке экипажа судна.

Приоритетной задачей экипажа судна является предотвращение возникновения аварийных ситуаций. Выполнение данной задачи обеспечивается:

  • соблюдением экипажем судна мер безопасности;
  • поддержанием судна, его устройств и оборудования в рабочем состоянии;
  • комплектацией судна квалифицированным экипажем;
  • разработкой и соблюдением безопасных приемов борьбы с авариями;
  • проведением занятий, тренировок, учений по поддержанию выучки и компетентности экипажа.

Руководство действиями экипажа в аварийных ситуациях на судне осуществляет капитан или лицо его заменяющее. Капитан отвечает за безопасность судна и предупреждение загрязнения моря и окружающей среды; за принятие решения относительно просьбы о помощи от судоходной компании или спасательно– координационного центра (СКЦ).

С целью обеспечения безопасной эксплуатации и предупреждения загрязнения моря в соответствии с требованиями Международного Кодекса по управлению безопасностью (МКУБ) каждая Компания должна разработать, задействовать и поддерживать систему управления безопасностью (СУБ). Судоходной компании, которая выполнила требования МКУБ в отношении конкретных типов судов, морским Регистром выдается соответствующий сертификат. Копия такого сертификата должна храниться на судне.

Другой сертификат – Свидетельство об управлении безопасностью (СУБ), выдается судну в подтверждении того, что Компания, и ее управление судном соответствуют одобренной СУБ. Сертификат СУБ должен находиться на судне для того, чтобы капитан мог предъявить его по первому требованию.

Администрация флага и порта, обязаны периодически проверять надлежащую работу СУБ. Действия экипажа по борьбе с пожаром и по спасению людей (в том числе подготовка к спуску спасательных средств на воду) являются приоритетными.

Руководство действиями экипажа в аварийных ситуациях на судне осуществляет капитан или лицо его заменяющее с главного командного пункта (ГКП), или запасного (ЗКП).

Организация подготовки экипажа в аварийных ситуациях, по контролю повреждений судна и спасению человеческой жизни на море призвана обеспечить у каждого члена экипажа минимальный объем знаний и практических навыков в соответствии с гл. VI- Кодекса ПДНВ -78/95.

В соответствии с этими требованиями каждый член экипажа должен уметь:

  • докладывать обстановку;
  • знать и применять технику личного выживания на море;
  • исполнять команды и распоряжения командного состава судна;
  • различать сигналы тревог;
  • использовать по назначению индивидуальные спасательные средства (спасательный жилет, спасательные круги, гидротермокостюм);
  • правильно покидать судно (прыгать в воду, осуществлять посадку в коллективные средства спасения, пользоваться штормтрапами, шкентелями с мусингами);
  • держаться на воде;
  • готовить к спуску и спускать все типы спасательных средств судна;
  • использовать коллективные средства спасения (запускать двигатель, отдавать шлюп – тали и отходить на плавсредствах от борта судна, использовать шлюпочные и переносные средства связи и сигнализации, правильно использовать все виды снабжения спасательных средств);
  • пользоваться пиротехническими средствами сигнализации о бедствии;
  • оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
  • использовать переносной и стационарный противопожарный инвентарь, средства и устройства по назначению;
  • использовать снаряжение пожарного и изолирующий дыхательный аппарат;
  • тушить возгорания различных типов;
  • проводить атаку на судовой пожар;
  • заделывать трещины и пробоины в корпусе судна.

 Каждый член экипажа обязан знать:

  • устройство и конструктивные особенности судна;
  • закрепленные помещения и обязанности по заведованиям;
  • действия по всем видам судовых тревог в соответствии с расписанием (каютная карточка);
  • наличие и расположение всех спасательных средств, противопожарного инвентаря и снабжения, пиротехнических средств;
  • способы использования противопожарных систем и свойства огнегасящих средств;
  • места расположения и номера телефонов вахтенной службы судна;

Командный состав судна дополнительно обязан знать и уметь:

  • обязанности подчиненных;
  • психологические аспекты руководства подчиненными в стрессовых ситуациях (способы общения с членами экипажа и спасенными, роль неформального лидера, важность волевых качеств в сочетании со знаниями и практическими навыками);
  • очередность спуска спасательных средств и посадку людей в них;
  • порядок управления спасательными средствами на воде;
  • способы и приемы выживания людей на спасательных средствах в море;
  • системы пожаротушения и правила их использования;
  • способы и тактику тушения возгораний различного типа;
  • способы и организацию проведения атак на пожар и взятие его под контроль;
  • способы расчета непотопляемости и пути возможного поступления забортной воды в корпус судна;
  • основные эксплуатационно – технические данные судовых систем и механизмов;
  • типовые аварии на море, их причины и последствия;
  • правила ухода за больными и ранеными.

 

Судовые тревоги.

Уставом службы на судах установлены следующие виды тревог:

  • общесудовая;
  • человек за бортом;
  • шлюпочная  (при оставлении судна).

Тревоги объявляются следующими сигналами:

  • «Общесудовая» - непрерывным звонком громкого боя в течение 25-30с, повторяемым три-четыре раза.

Объявляется при пожаре (взрыве) во время стоянки судна в порту, сигнал общесудовой тревоги сопровождается частыми ударами в судовой колокол;

  • «Человек за бортом» - тремя продолжительными (5-6 с) звонками громкого боя, сигнал повторяется 3—4 раза;
  • «Шлюпочная» (при оставлении судна) - не менее чем семью короткими (1с) сигналами громкого боя, сигнал повторяется три-четыре раза.

Сигналы тревог дублируются голосом по трансляции с указанием вида тревог.

В случае пробоины, пожара или разлива нефтепродуктов об этом объявляется дополнительно с указанием места. При отсутствии трансляции, место пробоины или пожара объявляется любым другим доступным способом.

При выходе из строя звонка громкого боя сигналы тревог подаются судовым свистком, тифоном или сиреной.

Отбой тревоги объявляется голосом по трансляции или любым другим доступным способом.

Общесудовая тревога объявляется вахтенным помощником в следующих случаях:

  • при необходимости заблаговременно подготовить судно к предотвращению какой-либо предполагаемой опасности или к встрече с ней (только по указанию капитана);
  • при поступлении внутрь забортной воды или распространении воды по судну;
  • при возникновении на судне взрыва, пожара или обнаружения его признаков дыма и запаха гари;
  • при разливе нефтепродуктов и других аварийных обстоятельствах.

Все члены экипажа, а также лица, не входящие в штат, но постоянно работающие на судне, при объявлении судовых тревог обязаны быстро занять свои места по расписанию, будучи одетыми по сезону с учетом вида тревог и имея при себе спасательные жилеты (нагрудники). Последние надеваются немедленно при объявлении шлюпочной тревоги.

 

Расписания по тревогам.

В соответствии с Уставом службы на судах морского флота основными рабочими документами по организации и ведению борьбы за живучесть судна являются:

  • расписание по тревогам;
  • стояночное расписание по тревогам;
  • каютные карточки членов экипажа.

Типовые расписания по тревогам (основные и стояночные) для
каждой серии судов составляется администрацией Судоходной компании по установленной форме, приведенной в  таблице 1.

Расписания по тревогам (основные и стояночные) составляются и
утверждаются до сдачи судна в эксплуатацию.

Расписания по тревогам должны быть максимально приближены к должностным обязанностям членов экипажа. При этом лицам, выполняющим наиболее ответственные обязанности: командирам аварийных партий (групп), командирам шлюпок, должны быть предусмотрены заместители. Расписания по тревогам утверждаются капитаном.

Расписание по тревогам должно быть вывешено на видном месте в помещении, наиболее посещаемом экипажем, на ГКП  и в МО.

Стояночное расписание по тревогам вывешивается на наиболее видном месте, а копия его должна находиться у вахтенного помощника.

При составлении расписания по тревогам при численности экипажа 6 - 14 человек в нем должна предусматриваться одна аварийная группа, при 15-49 - одна аварийная партия и аварийная группа в МО, при 50 чел, и более - носовая и кормовая аварийные партии и аварийная группа МО.

В основном расписании по тревогам должны быть указаны:

  • все виды и сигналы тревог;
  • расположение спасательных средств, аварийного и противопожарного снабжения, а также лица командного состава (по должности), ответственные за их должное содержание и готовность к немедленному использованию;
  • схема зрительного наблюдения за воздухом и водой.

                                       

Таблица 1. Примерное расписание по тревогам

«Утверждаю»

Капитан т/х «Южная Пальмира»

 

Расписание по тревогам т/х «Южная Пальмира»

Должность Сокращенное наименование должности или судовой номер Общесудовая тревога Обязанности по тревоге «Человек за бортом» Обязанности по шлюпочной тревоге Номер шлюпки
Общие обязанности Обязанности по борьбе с пожаром Обязанности по борьбе с водой Обязанности по борьбе с разливом нефтепродуктов Обязанности по защите от ОМП      
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

 

В колонку 1 - расписания вписываются должности всех членов экипажа и лиц, не входящих в штат экипажа, но постоянно работающих на судне, а также практиканты, преподаватели, руководители практики. Должностные лица временно находящиеся на судне, в расписание не заносятся.

В колонку 2 – записываются сокращенные наименования должностей командного состава и судовые номера рядового состава. Функции по общему руководству, управлению судном, главными двигателями и механизмами; наблюдению и связи; оказанию медицинской помощи: поддержанию порядка и безопасности (на пассажирских судах) заносятся в колонки 3 — 8. Кроме этого, в расписание по тревогам заносятся:

В колонку 3 - состав и места сбора членов аварийных партий (групп), а также расположение пункта медицинской помощи; обязанности всех членов экипажа по затемнению и герметизации судна; развертыванию пункта медицинской помощи и подготовке к немедленному действию средств борьбы за живучесть судна и спасения пассажиров и экипажа;

В колонку 4 - обязанности по выключению вентиляции, использованию изолирующих дыхательных аппаратов, разведке, локализации и ликвидации очага пожара с использованием переносных и стационарных средств и систем, а также обнаружению и выносу из зоны пожара и задымления лиц, пострадавших от пожара:

В колонку 5 - обязанности по разведке места поступления воды, использованию водолазного снаряжения, ограничению распространения воды по судну, подкреплению переборок и ликвидации течи путем подводки пластыря, установке щитов и цементных ящиков, использованию водоотливных средств;

В колонку 6 - обязанности по разведке источника загрязнения, локализации и ликвидации разлива нефтепродуктов;

В колонку 7 - обязанности по переключению вентиляции на ФВУ или ФГО, производству специальной герметизации, радиационной и химической разведке, дегазации и дезактивации судна (заносятся только на тех судах, где это предусмотрено программами обучения экипажа);

В колонку 8 - обязанности по подготовке и спуску шлюпки, действия по спасению человека за бортом и оказанию ему медицинской помощи в шлюпке; на малых судах, не имеющих шлюпок,— обязанности по подъему человека из воды непосредственно на борт судна;

В колонку 9 - обязанности по подаче сигналов бедствия, доснабжению коллективных спасательных средств (в том числе радиоаппаратурой), спуску спасательных средств, эвакуации пассажиров и экипажа с проверкой полноты эвакуации, спасению ценностей, вахтенных журналов, судовых и грузовых документов; навигационных карт рейса, обеспечению работы шлюпочных двигателей и радиостанций.

 

Личная карточка члена экипажа

Обязанности по тревогам

Должность  _______                                            Судовой   №__

 

СИГНАЛЫ ТРЕВОГ

Общесудовая — непрерывный звонок громкого боя в течение 25 — 30 с, сигнал повторяется 3 — 4 раза

"Человек за бортом" — три продолжительных ( 5 — 6 с) звонка громкого боя сигнал повторяется 3 — 4 раза

Шлюпочная — не менее семи коротких (1 с) звонков и вслед  за ними один продолжительный (5 — 6 с), сигнал повторяется 3 — 4 раза

При выходе из строя звонка громкого боя сигналы тревог подаются свистком, тифоном или сиреной, сигналы дублируются голосом с указанием вида тревоги, места пробоины, пожара, номера шлюпки и т. д. Отбой тревог подается голосом.

Вид тревоги Обязанности и место сбора

1.    Общесудовая

1.1. Общие обязанности

1.2. Борьба с водой: при заводке пластыря    при заделке пробоины

1.3. Борьба с пожаром

1.4. Борьба с разливом нефтепродуктов

1.5. По защите от ОМП: при радиационной опасности при химической опасности при дегазации (дезактивации)

1.6. Человек за бортом

1.7. Шлюпочная тревога

 

Старший помощник капитана    Подпись _______________

«____»________________________

 

Каждый член экипажа (а также не член экипажа, но работающий на судне) должен иметь над койкой каютную карточку, в которой указываются:

  • сигналы тревог;
  • место сбора и обязанности по тревогам;
  • номер спасательной шлюпки, за которой он закреплен по шлюпочной тревоге

Аналогичные карточки над койками должны иметь пассажиры, в которых дополнительно дается инструкция по использованию индивидуальных средств спасения и указывается место их хранения. Карточки пассажиров заполняются на русском и английском языках.

У мест сбора пассажиров и на наиболее видных местах, а также в коридорах пассажирских кают должны быть вывешены схемы, рисунки и инструкции, с целью информации пассажиров относительно:

  • путей эвакуации при пожаре;
  • путей к местам сбора и спасательным средствам;
  • их основных действий при тревогах;
  • способа надевания спасательных жилетов.

Для каждого находящегося на борту человека должны быть предусмотрены четкие инструкции, которым надлежит следовать в случае аварии.

Обычные обязанности по тревогам, приводимые в расписании (Muster List), включают:

  • закрытие водонепроницаемых дверей (watertight doors), противопожарных дверей (fire doors), клапанов (valves), шпигатов (scuppers), бортовых портов (side scuttles), светлых люков (skylights) и других подобных отверстий на судне;
  • снаряжение спасательных шлюпок и плотов (survival craft) и других спасательных средств;
  • подготовка и спуск спасательных шлюпок и плотов;
  • общая подготовка других спасательных средств (Life-saving appliances);
  • сбор (muster) пассажиров;
  • использование устройства связи;
  • участие в аварийной партии (fire parties) по ликвидации пожара;
  • специальные обязанности, связанные с применением противопожарного оборудования.

Экземпляры расписания по тревогам и инструкции на случай аварии должны быть вывешены на видных местах по всему судну, включая ходовой мостик, машинное отделение, а также жилые помещения экипажа.

На каждом судне должно быть достаточное количество членов экипажа с соответствующими сертификатами, дающими право на управление спасательными шлюпками и плотами, а также спусковыми устройствами, используемыми при оставления судна всеми находящимися на борту людьми.

Командир спасательной шлюпки или плота должен иметь список членов команды шлюпки или плота и следить за тем, чтобы находящиеся в его подчинении лица знали свои обязанности.

 

Обеспечение сбора и посадки людей в спасательные шлюпки и плоты.

У каждого места спуска или у каждых двух, расположенных рядом мест спуска, должен быть предусмотрен цельный посадочный штормтрап, отвечающий требованиям п. 6. Кодекса LSA, длиной равной расстоянию от палубы до ватерлинии при наименьшей эксплуатационной осадке судна, неблагоприятных условиях дифферента до 10° и крена до 20° на любой борт.

 

Установка спасательных шлюпок и плотов.

Каждая спасательная шлюпка или плот должны быть в состоянии постоянной готовности к использованию с тем, чтобы два члена экипажа могли подготовить их к посадке и спуску в течение не более 5 минут. Шлюпки и плоты должны быть с полным снабжением согласно требованиям и Кодекса LSA.

Дежурные шлюпки должны устанавливаться в состоянии постоянной готовности к спуску в течение не более 5 минут.

 

Подготовка и учения по борьбе за живучесть судна.

Каждый член экипажа до начала рейса должен быть ознакомлен со своими обязанностями, которые ему необходимо выполнять в случае аварийной ситуации.

Ежемесячно каждый член экипажа должен принимать участие, по меньшей мере, в одном учении по оставлению судна и в одном — по борьбе с пожаром. Если в предыдущем месяце более 25% членов экипажа не принимали участие в проводившихся на судне учениях по оставлению судна и по борьбе с пожаром, то учения экипажа должны быть проведены в течение 24 часов после выхода из порта.

Каждое учение по оставлению судна (abandon ship drill) должно включать:

  • вызов членов экипажа к местам сбора с помощью сигнала тревоги;
  • прибытие к местам сбора и подготовку к выполнению обязанностей, указанных в расписании по тревогам;
  • проверку того, чтобы члены экипажа были соответствующим образом одеты;
  • проверку того, чтобы были правильно одеты спасательные жилеты (life-jackets);
  • приспускание, по меньшей мере, одной спасательной шлюпки после всей необходимой для спуска ее на воду подготовки;
  • пуск и работу двигателя спасательной шлюпки (life-boat engine);
  • работу плот-балок, используемых для спуска спасательных плотов (life-rafts);
  • инструктирование по использованию радиооборудования для спасательных средств.

В этой связи уместно напомнить, что когда спасательная шлюпка спущена почти до воды, необходимо выполнить следующие действия:

  • подождать, пока последний человек сойдет со штормтрапа в шлюпку;
  • в зависимости от решения, принятого перед спуском шлюпки:
  • при штилевой погоде - позволить шлюпке пройти последние три метра с торможением и отдать гаки в момент, когда она войдет в воду и её вес уменьшится;
  • при волнении - опустить шлюпку после прохода гребня волны, пусть она пройдет через следующую волну и затормозится, а когда шлюпка поднимется и лопари ослабнут - их можно отдавать;
  • нужно стараться отдать оба гака (носовой и кормовой) одновременно;
  • необходимо следить за перемещением блоков лопарей, чтобы они не травмировали людей в шлюпке.

Следует помнить о четырех главных опасностях для людей, оставляющих судно в аварийной обстановке:

 1. Опасность утонуть, что может произойти в считанные минуты;

 2. Незащищенность от непогоды, особенно от холода. Невозможность поддерживать должную температуру тела, что может привести к смерти через несколько часов;

3. Отсутствие воды для питья, смерть наступает в течение нескольких дней;

4. Отсутствие пищи, что может угрожать жизни человека через 2-3 недели.

При спасании человека из воды команда дежурной шлюпки должна:

  • подойти к нему на безопасное расстояние и показать, что помощь уже здесь;
  • подходить к терпящему бедствие под углом 45° по носу к ветру;
  • два человека должны находиться в носовой части шлюпки;
  • шлюпка приближается к человеку в воде с подветренной стороны;
  • два члена команды втаскивают человека в шлюпку так, чтобы его ноги были направлены вперед.

 

Подготовка экипажа в условиях судна.

Каждый член экипажа должен пройти инструктаж, который включает:

  • приведение в действие и использование судовых надувных спасательных плотов;
  • проблемы гипотермии, оказания первой помощи;
  • инструкции по использованию судовых спасательных средств в условиях сильного волнения;
  • приведение в действие и использование судовых средств пожаротушения.

Рекомендуется придерживаться следующих основных принципов при организации судовых учений:

1). Четко определенные цели (например, члены экипажа, участвующие в учении, должны быть способны безопасно и эффективно пользоваться дыхательными аппаратами).

2). Установление лиц, участвующих в учении (в первую очередь, вновь пришедших на судно и тех, кто не был задействован в прошлый раз);

3). Безопасность (обязательно проверять снаряжение и оборудование перед использованием).

4). Реализм (условия учений максимально приближать к реальной аварийной обстановке, но не создавать опасных ситуаций).

5). Изменять «сценарий» учений (например, место условного пожара, спасение людей из закрытого пространства, проблемы с опасным грузом).

6). Непредсказуемость (вводить неожиданные изменения ситуации, требующие оперативного решения).

7). Разбор учений (обеспечить активное участие персонала, обращать внимание на хорошие стороны и недостатки, которые следует устранить).

8). Время (учение не должно проводиться в спешке, можно повторить этапы, которые плохо отработаны).

В руководящих документах судоходных компаний приводятся указания по проведению учений на судах в соответствии с требованиями СОЛАС. В качестве иллюстрации один из таких графиков показан ниже. В нем намечены ориентировочные сроки проведения различных учений» которые могут сдвигаться в зависимости от условий эксплуатации судна (табл.2).

 

Таблица 2. Годовой график судовых тревог и тренировок

  Тревоги-тренировки янв. февр. март апр. май июнь июль авг. сент. окт. нояб. дек.
1. Оставление судна + + + + + + + + + + + +
2. Борьба с пожаром + + + + + + + + + + + +
3. Выход из строя рулевого управления     +     +     +     +
4. Человек за бортом             +          
5. Разлив нефти, загрязнение   +     +     +     +  
6. Травмы-заболевания       +           +    
7. Обесточивание судна +               +      
8. Выживание в море     +                  
9. Вход в закрытое помещение           +            
10. Терроризм-пиратство                       +
11. Посадка на грунт               +        
12. Столкновение   +                    
13. Операции с вертолетом         +              

 

Эксплуатационная готовность. До выхода судна из порта, а также в течение всего рейса все спасательные средства должны быть в рабочем состоянии и готовности к немедленному использованию».

Еженедельная проверка. Должен проводиться визуальный осмотр всех спасательных шлюпок, плотов, дежурных шлюпок и спусковых устройств, чтобы убедиться, что они находятся в готовности к использованию. Двигатели всех спасательных и дежурных шлюпок должны работать в течение не менее 3 минут. Должна быть испытана общесудовая аварийно-предупредительная сигнализация.

Ежемесячная проверка. Включает проверку снабжения спасательных шлюпок с тем, чтобы убедиться в их комплектности и в том, что они находятся в хорошем состоянии. На судах обычно составляют графики проверки спасательного и противопожарного оборудования на основе требований СОЛАС. План -графики обслуживания спасательного и противопожарного

По требованию Конвенции СОЛАС-74 на каждом судне должен быть план противопожарной защиты (FАIR PLAN), составленный на национальном и английском языках, один экземпляр которого размещается на палубе в доступном для спасателей месте.

План должен содержать информацию о противопожарных конструкциях судна, системах пожарной сигнализации и пожаротушения, пожарных проходах с указанием всех помещений на каждой палубе.