Get Adobe Flash player

 Маркировка применяемая на судне

Маркировка шпангоутов и забортных отверстий

На судах каждой палубе, водонепроницаемой переборке, шпангоуту, отсеку и т.п. присваиваются номера и (или) наименования в соответствии с построечной спецификацией.

Нумерация шпангоутов обычно начинается от форштевня к корме, в редких случаях - от ахтерштевня к носу. На некоторых судах нумерация начинается от мидель-шпангоута в сторону носа и кормы.

Номера шпангоутов должны наноситься по обоим бортам судна на внутренней части фальшбортов или на палубе у бортов судна, а также в МО.

Номера наносятся синей или белой краской через каждые пять шпангоутов. Под номером шпангоута, находящегося на водонепроницаемой переборке, наносится черта.

Размеры маркировочных знаков:

- высота цифр -100 мм;

- ширина штриха – 10 мм.

В МО, кроме нумерации шпангоутов, с каждого борта наносится линия, соответствующая летней грузовой ватерлинии для пресной воды.

Забортные отверстия (кингстоны и др.) обозначаются кругом, разделённым по горизонтали чертой. В верхней части круга указывается первая буква наименования отверстия, а в нижней - расстояние в метрах от кромки верхней палубы до верхней кромки отверстия. Обозначение наносится на фальшбортах чёрной или белой краской.

Размеры маркировочных знаков:

- внутренний диаметр круга – 250 мм;

- высота букв, цифр – 100 мм;

- ширина штриха – 100 мм.

 

Маркировка и порядок задраивания водогазонепроницаемых противопожарных закрытий

Водогазонепроницаемыми закрытияминазываются двери, люки, горловины и другие закрытия, установленные на конструктивных элементах судна, с целью исключения проникновения через них воды и газов.

Противопожарные закрытия - это двери, люки и другие закрытия, установленные на огнестойких и огнезадерживающих конструктивных элементах судна, равноценные им по огнестойкости, препятствующие распространению пожара и дыма по судну, создающие условия для безопасной эвакуации людей из судовых помещений и способствующие успешной борьбе с пожаром.

На всех дверях, люках (за исключением люковых закрытий трюмов), горловинах танков (цистерн); пробках замерных и приёмных отверстий; головках воздушных труб танков должны быть укреплены планки или сделаны надписи наименований помещений и куда они ведут.

Маркировка наносится на наиболее видном месте крышек люков, горловин и Дверей со стороны привода задраивания. Если синий цвет не контрастирует с поверхностью, маркировка наносится светло-голубой краской.

Размеры маркировочных знаков:

- наружный диаметр кольца – 100 мм;

- внутренний – 90 мм;

- сторона квадрата – 130 мм;

- высота букв в круге – 65 мм, в квадрате – 80 мм, ширина – 40 мм;

- ширина штриха – 5 мм.

 

Маркировка и порядок задраивания запорных устройств судовой вентиляции

Наружные запорные устройства судовой вентиляцииэто двери и крышки шахт, грибовидные головки, клинкеты, задвижки и другие устройства, установленные на воздухопроводах с целью герметизации помещений.

На каждом вентиляционном закрытии прикрепляется планка с указанием принципа действия и наименования вентиляционного помещения, например: «вдувная, кладовая».

Маркировка наносится на вентиляционном закрытии со стороны привода задраивания, а при неудобности нанесения и малых размерах закрытия - на близкорасположенных конструкциях.Цвет маркировки белый или чёрный.

Размер знаков аналогичен размерам маркировки дверей и горловин.

 

Маркировка судовых трубопроводов

Отличительные (таблица 1) и предупреждающие (таблица 2) знаки наносятся на окрашенную поверхность трубопроводов в виде цветных колец у палуб, платформ, переборок, механизмов, клинкетов и т.п., в местах переплетения труб. На прямолинейных участках трубопроводов расстояние между знаками должно быть не более 6 м.

На специфические трубопроводы (газовыхлоп, дымоход и т.п.) отличительные и предупреждающие знаки не наносятся.

Арматура противопожарных систем (насосы, трубопроводы, краны, клинкеты) должна окрашиваться в красный цвет.

Трубопроводы водяного отопления и паровые трубопроводы допускается окрашивать в серебристо-серый цвет.

 

Таблица 1.  Цвета отличительных знаков

Цвет Проводимая среда
  Вода
Зеленый
  Пар
Серебристо-серый
  Минеральные, растительные  и животные масла, горючие жидкости
Коричневый
  Газы в газообразном и сжиженном состоянии (кроме воздуха)
Желтый
  Воздух
Голубой
  Кислоты и щёлочи
Сиреневый
  Загрязнённые и другие жидкости
Черный

                                                                    

Таблица 2. Цвета предупреждающих знаков

Цвет Проводимая среда или назначение трубопровода
  Противопожарный
Красные
     
Токсичный и т. п.
Жёлтый с чёрными диагональными полосами
  Питьевая вода, пищевые продукты
Синий

                                              

Окраска баллонов

Таблица 3. Окраска баллонов

Вид баллона Цвет окраски Отличительная надпись
Воздушные баллоны   «Сжатый воздух» - белого цвета
Голубой
Углекислотные баллоны   «Углекислота» - жёлтого цвета
Чёрный
Кислородные баллоны   «Кислород» - чёрного цвета
Голубой
Ацетиленовые баллоны   «Ацетилен» - красного цвета
Белый
Водородные баллоны   «Водород» - белого цвета
Зеленый

 

Маркировка электрооборудования

На крышке щита силовой сети (кроме главных и генераторных), сети вентиляции и щита (коробки) освещения наносится буква обозначения щита:

С - силовой сети;

В - сети вентиляции;

О - сети освещения.

За буквой обозначения указывается величина напряжения в вольтах:

(380 В,  220 В,  127 В,  110 В,  36 В,  24 В,  12 В).

Также на щит крепится табличка с указанием номера щита по схеме.

 

Маркировка спасательных плотов и шлюпок

Контейнер СП должен иметь маркировку, указывающую:

- наименование изготовителя или торговую марку;

- серийный номер;

- наименование одобряющего органа и число людей, допускаемое к размещению;

- слово «SOLAS»;

- тип заложенного комплекта аварийного снабжения;

- дату проведения последнего обслуживания;

- длину фалиня;

- максимально допустимую высоту установки над ватерлинией (в зависимости от высоты, с которой производилось испытание сбрасыванием, и от длины фалиня); инструкцию по спуску.

 Надувной спасательный плот должен иметь маркировку, указывающую:

- наименование изготовителя или торговую марку;

- серийный номер;

- дату изготовления (месяц и год);

- наименование одобряющего органа;

- наименование и местонахождение станции обслуживания, которая проводи последнее освидетельствование;

- число людей, допустимое к размещению (наносится над каждым входом, шрифтом высотой не менее 100 мм и цветом, контрастирующим с цветом спасательного плота).

Жесткий спасательный плот должен иметь маркировку, указывающую:

- название судна и его порт приписки;

- наименование изготовителя или торговую марку;

- серийный номер;

- наименование одобряющего органа;

- число людей, допустимое к размещению (наносится над каждым входом шрифтом  высотой не менее 100 мм и цветом, контрастирующим с цветом спасательного плота);

- слово «SOLAS»;

- тип заложенного комплекта аварийного снабжения;

- длину фалиня;

- максимально допустимую высоту установки над ватерлинией (высоту, с которой производилось испытание сбрасыванием);

- инструкцию по спуску.

Гидростат ПСН должен иметь на корпусе маркировку, указывающую:

- его тип и серийный номер;

- дату изготовления, а также допустимо ли использование гидростата для плота вместимостью более 25 человек.

Маркировка дежурной шлюпки не отличается от маркировки спасательных шлюпок. На надутые дежурные шлюпки дополнительно наносится:

- серийный номер;

- наименование завода-изготовителя или торговая марка и дата изготовления.