Get Adobe Flash player

 Коллективные судовые спасательные средства

 Спасательные шлюпки

Спасательные шлюпки (СШ) – это основное активное спасательное средство коллективного пользования. Они предназначены для спасения экипажа и пассажиров при гибели судна.

Количество спасательных средств на судне определяется районом плавания, типом судна и численностью людей на нём. Грузовые суда неограниченного района плавания оборудуются шлюпками, обеспечивающими посадку всего экипажа с каждого борта судна (из расчёта 100% + 100% = 200%), а на пассажирских обеспечивается вместимость 50% экипажа и пассажиров с каждого борта (50% + 50% = 100%).

Спасательным шлюпкам правого борта присваиваются нечётные номера, шлюпкам левого борта – чётные. Нумерация ведётся от носа судна к корме. Аналогичная нумерация присваивается жёстким спасательным плотам и спасательным приборам.

По конструкции и способу защиты людей от воздействия холода, зноя, дождя, снега и брызг спасательные шлюпки разделяются на открытые (ОСШ), частично закрытые (ЧЗСШ), и полностью закрытые (ПЗСШ).

По типу движителя спасательные шлюпки разделяются на весельные и винтовые. Для вращения винта применяется мотор или ручной механический привод. Однако второй не обеспечивает шлюпке осуществления всех функций активного спасательного средства. Развиваемая при его использовании скорость достаточно только для того, чтобы отойти от гибнущего судна и удерживаться носом на волнении.

Современные суда оснащаются только закрытыми спасательными шлюпками, как правило, с двигателем. По виду спуска на воду  наиболее распространёнными в настоящее время являются шлюпки, спускаемые на талях с использованием гравитационных самовываливающихся шлюпбалок, и шлюпки, спускаемые методом свободного падения.

Спасательная шлюпка является непотопляемой, т.к. кроме запаса плавучести, образуемого корпусом и надводным бортом, имеет внутренний запас плавучести. Он обеспечивает поддержание шлюпки на плаву в перевёрнутом состоянии или когда она полностью залита водой и открыта морским волнам.

Внутренний запас плавучести осуществляется установкой внутренних воздушных ящиков под сидениями, вдоль бортов пластмассовых спасательных шлюпок так называемой трёхслойной конструкции. В настоящее время спасательные шлюпки изготавливаются из лёгких алюминиевых сплавов и пластмасс. На старых судах ещё могут быть стальные, и даже деревянные шлюпки. В эксплуатации пластмассовые шлюпки лучше. Они монолитны и поэтому не водотечны, имеют хороший внешний вид, не гниют, их не надо красить, так как краситель вводится в смолу непосредственно при постройке шлюпки. Ремонт шлюпки прост и может быть выполнен на судне. Чаще всего в настоящее время для изготовления шлюпок используется стеклопластик, состоящий из стекловолокна, пропитанного полиэфирной смолой.

Лёгкие алюминиевые сплавы и пластмассы имеют, по сравнению с другими материалами, более высокую относительную прочность, чем и объясняется их широкое применение.


Открытая спасательная шлюпка

Частично закрытая спасательная шлюпка

Полностью закрытая спасательная шлюпка

 

Открытые спасательные шлюпки сохраняют положительную остойчивость в полностью затопленном положении, когда уровень воды достигает планшира.

Существенным недостатком открытых спасательных шлюпок является их заливаемость и плохая защита их обитателей от экстремальных температур и атмосферных осадков. При качке и ветре сложно установить защитный тент.

Частично закрытые СШ применяются в основном на пассажирских судах. Они имеют частичное закрытие в носовой и кормовой частях шлюпки (из расчёта по 20% длины шлюпки с носа и кормы), а средняя часть шлюпки закрывается съёмным тентом. Тент оборудуется жёсткими секциями или опорами для его установки и должен устанавливаться силами двух членов экипажа за время не более двух минут. Он должен иметь приспособление для сбора дождевой воды. Конструкция тента позволяет оперативно покинуть шлюпку в случае её опрокидывания.

Полностью закрытые СШ применяются в основном, как на грузовых, так и на пассажирских судах. В зависимости от назначения судна, могут использоваться ПЗСШ обычного исполнения, с автономной системой воздухоснабжения и огнезащитные. У СШ, оборудованных автономной системой воздухоснабжения, время работы системы составляет не менее 10 мин. При этом давление  внутри не должно падать ниже атмосферного или превышать его более чем на 2 мбар.

Огнезащитная СШ обеспечивает защиту находящихся в ней людей в течение не менее 8 минут.                                     

Установка СШ.

Спасательные шлюпки размещаются как можно ближе к жилым и служебным помещениям. Они должны быть постоянно готовы к спуску и иметь полный комплект снабжения. Вблизи мест установки СШ оборудуются места сбора и посадки в неё людей.

СШ устанавливаются как можно ближе к воде, но не ближе 2 м к поверхности воды при предельных углах дифферента и крене до 20 ° на любой борт или до угла крена, при котором кромка открытой палубы погружается в воду.

 

Технические характеристики СШ.

Вместимость СШ не должна превышать 150 человек.

Число людей, допускаемое к размещению на спасательной шлюпке, должно равняться меньшему из следующих чисел:

  • число людей средней массой 75 кг с надетыми спасательными жилетами, которые могут сидеть в нормальном положении, не мешая работе средств приведения спасательной шлюпки в движение и любого оборудования спасательной шлюпки; или
  • количество мест для сидения, которое может быть оборудовано на банках и сиденьях. Площади сидений могут перекрываться, при условии, что имеется достаточное пространство для ног и оборудованы подставки для них, а вертикальное расстояние между верхним и нижним сиденьем равно по меньшей мере 350 мм.

Каждое место для сидения должно быть четко обозначено в спасательной шлюпке.

СШ должна безопасно спускаться на воду, нагруженная полным комплектом людей и снабжения, при крене судна до 20° , дифференте до 10° и скорости судна на тихой воде до 5 узлов. Прочность корпуса шлюпки должна позволять выдерживать удар о борт судна со скоростью 3,5 м/с  и сбрасывание с высоты 3 м.

Скорость шлюпки на тихой воде с полным комплектом людей и снабжения должна быть не менее 6 узлов. При буксировке спасательного плота вместимостью 25 человек СШ должна развивать скорость не менее 2 узлов.

Все спасательные шлюпки должны иметь собственную плавучесть или быть оборудованы стойким к воздействию морской воды, нефти или нефтепродуктов плавучим материалом в количестве, достаточном для поддержания на плаву спасательной шлюпки со всем ее снабжением, когда она залита водой и открыта морю. Кроме того, должен быть предусмотрен дополнительный плавучий материал в количестве, обеспечивающем силу плавучести, равную 280 Н на каждого человека из числа людей, допускаемого к размещению на спасательной шлюпке. Плавучий материал не должен устанавливаться снаружи корпуса спасательной шлюпки, за исключением материала, предусмотренного сверх требуемого выше количества плавучего материала.

Спасательные шлюпки, когда они нагружены 50% числа людей, допускаемого к размещению на спасательной шлюпке, сидящих в нормальном положении по одну сторону от ее диаметральной плоскости, должны иметь надводный борт, измеряемый от ватерлинии до самого нижнего отверстия, через которое может произойти затопление спасательной шлюпки, равный не менее 1,5% длины спасательной шлюпки или 100 мм, смотря по тому, что больше. ПЗСШ в случае опрокидывания автоматически должны занимать положение, позволяющее людям покинуть шлюпки через выход, расположенный выше уровня воды.

В соответствии с требованиями конвенции СОЛАС-74, в качестве двигателя СШ должен использоваться ДВС с воспламенением от сжатия, при этом топливо должно иметь температуру вспышки не более 43°С. Запуск двигателя осуществляется посредством либо ручного пускового устройства, либо от независимых источников энергии (аккумуляторов или баллонов со сжатым воздухом). При температуре окружающей среды -15°С время запуска двигателя должно составлять не более 2 минут. ДВС после спуска из холодного состояния может работать при нахождении шлюпки вне воды до 5 минут. Кроме того, двигатель должен работать при затоплении шлюпки по ось коленчатого вала.

Запас топлива для ДВС спасательной шлюпки обеспечивает её движение в течение 24 часов, со скоростью 6 узлов.

Требования, предъявляемые к конструкции СШ.

Все спасательные шлюпки должны иметь жёсткий корпус и сохранять положительную остойчивость в прямом положении на тихой воде, когда они нагружены полным комплектом людей и снабжением и имеют пробоину в любом одном месте ниже ватерлинии, предполагая, что при этом не произошло потери плавучего материала и отсутствуют другие повреждения. Корпус спасательных шлюпок и жёсткие закрытия должны быть огнестойкими и негорючими. С наружной стороны вокруг шлюпок крепится плавучий спасательный леер. Для подъёма людей из воды на СШ имеется посадочный трап, нижняя ступенька которого должна быть на 0,4 м ниже ватерлинии шлюпки.

Все СШ тросового типа оборудуются разобщающим механизмом, обеспечивающим одновременную отдачу гаков. Механизм обеспечивает отдачу гаков обычным способом и под нагрузкой на гаках, в 1,1 раза превышающей общую массу шлюпки с полным комплектом людей и снабжения. Органы управления разобщающим механизмом имеют цвет, контрастирующий с цветом окружающих предметов, и защиту от случайного или преждевременного разобщения гаков нагрузкой.

Система разобщения с судном спасательных шлюпок, спускаемых свободным падением, имеет два независимых устройства разобщения, которые управляются только изнутри шлюпки. Система имеет 6-кратный запас прочности и обеспечивает разобщение при любых условиях загрузки шлюпки от пустого состояния до 200% нормальной загрузки. Также имеется возможность опробовать систему разобщения без фактического спуска шлюпки.

Энергетическая система СШ состоит из сети постоянного тока напряжением 27 В, генератора постоянного тока, навешенного на ДВС, а также двух групп аккумуляторных батарей – основной и резервной. Батареи радиооборудования не должны использоваться в качестве источника энергии для пуска ДВС.

Основными потребителями электроэнергии на СШ являются: прожектор, светильники, клотиковый фонарь, свечи накаливания двигателя и электростартер. Время работы светильников, расположенных внутри шлюпки, должно быть не менее 12 часов.

Для удаления воды из корпуса СШ, предусмотрены автоматические спускные клапана и средства откачки воды, как правило – ручные насосы.

СШ могут быть и самоосушающимися.

Вертикальное расстояние между настилом днища и внутренней поверхностью закрытия или тента СШ при вместимости:

  • не более 9 человек – не менее 1,3 м;
  • от 9 до 24 человек – от 1,3 до 1,7 м;
  • свыше 24 человек – не менее 1,7 м.

Маркировка СШ.

Размеры спасательной шлюпки, а также число людей, допускаемое к размещению на ней, должны быть нанесены на спасательную шлюпку четким шрифтом несмываемой краской.

Название и порт приписки судна, которому принадлежит спасательная шлюпка, должны быть нанесены на каждом борту в носовой части спасательной шлюпки печатными буквами латинского алфавита.

Маркировка, позволяющая установить судно, которому принадлежит спасательная шлюпка, и ее номер, должны наноситься таким образом, чтобы они были виды сверху.

Независимо от конструктивных различий все спасательные шлюпки должны соответствовать основным требованиям:

  • иметь хорошую остойчивость и запас плавучести даже при заполнении водой, высокую маневренность;
  • обеспечивать надёжное самовосстановление на ровный киль при опрокидывании;
  • иметь механический двигатель с дистанционным управлением из рубки, обеспечивающий скорость шлюпки на тихой воде при полном  комплекте людей не менее 6 уз и защищённый от случайных ударов гребной винт;
  • быть окрашены в оранжевый цвет;
  • иметь надписи в носовой части с обоих бортов латинскими буквами с указанием названия судна, порта приписки, размеров шлюпки и её вместимости.

По периметру шлюпки, под привальным брусом и на палубе наклеивают полосы из светоотражающего материала. В носовой и кормовой частях, на верхней части закрытия накладывают кресты из светоотражающего материала. Снабжение шлюпок должно соответствовать требованиям Международной конвенции СОЛАС-74 и Кодекса LSA.

Моторные спасательные шлюпки оборудуют двигателями внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия. Запас топлива должен быть достаточным для обеспечения непрерывной работы двигателя в ходовом режиме в течение 24 часов. Вследствие необходимости высокой готовности спасательных средств к действию и в связи со сложными условиями их эксплуатации к запуску двигателей предъявляются высокие требования. Так, при температуре  -15°С на эту операцию отводится всего 2 минуты. Двигатель должен работать и при наличии в шлюпке воды.

У двигателя, установленного в самовосстанавливающейся шлюпке, должна сохраняться способность работать в перевёрнутом положении, автоматически отключаться при опрокидывании шлюпки и легко возобновлять работу в нормальном положении. Топливная система и система смазки должны исключать потери топлива и смазки при перевёрнутом положении шлюпки.

Гребной винт следует располагать так, чтобы обеспечивалась его эффективная работа при всех возможных состояниях нагрузки. Этого можно достигнуть, увеличив заглубление винта, однако должна быть, исключена возможность повреждения винта при спускоподъемных операциях.

 

Снабжение спасательных шлюпок.

   

Перечень элементов снабжения современных спасательных шлюпок достаточно обширен. По своему назначению элементы снабжения можно разделить на четыре группы: средства обеспечения эксплуатации шлюпок, средства сигнализации и привлечения внимания, медикаменты, питьевая вода и пищевой рацион.

Шлюпки, оборудованные стационарно устанавливаемой УКВ аппаратурой двусторонней радиотелефонной связи с антенной, должны иметь приспособление для крепления антенны в рабочем положении.

Список предметов снабжения СШ.

1. Достаточное количество плавучих весел для обеспечения движения шлюпки на тихой воде. Для каждого весла должна быть предусмотрена уключина типа кочет, поворотная уключина или другое равноценное приспособление. Уключины должны крепиться к шлюпке штертами или цепочками;

2. Два отпорных крюка;

3. Плавучий черпак и два ведра;

4. Инструкция по сохранению жизни;

5. Нактоуз с надежным компасом, светящимся или снабженным соответствующим средством освещения. На полностью закрытых спасательных шлюпках нактоуз должен быть стационарно установлен у поста управления рулем; на всех других спасательных шлюпках нактоуз должен быть снабжен соответствующими приспособлениями для его крепления;

6. Плавучий якорь достаточного размера с дректовом, способным выдерживать рывки, и ниралом, который обеспечивает возможность крепкого захвата его руками при намокании. Прочность плавучего якоря, дректова и нирала должна быть достаточной при любых морских условиях;

7. Два надежных фалиня длиной, не менее чем в два раза превышающей расстояние от места установки спасательной шлюпки до ватерлинии при наименьшей эксплуатационной осадке судна, или 15 м, смотря по тому, что больше. Один фалинь, прикрепленный к разобщающему устройству, требуемому правилом III/41.7.7, должен находиться в районе носовой оконечности спасательной шлюпки, а другой - прочно крепиться к форштевню спасательной шлюпки или вблизи него и быть готовым к использованию;

8. Два топора - по одному в каждой оконечности спасательной шлюпки;

9. Парусное вооружение с такелажем и парусами;

10. Водонепроницаемые сосуды, содержащие общее количество пресной воды из расчета 3 л на каждого человека из числа людей, допускаемого к размещению на спасательной шлюпке, из которых 1 л на человека может быть заменен опреснительным аппаратом, способным давать такое же количество пресной воды за 2 дня;

11. Нержавеющий ковш со штертом;

12. Нержавеющий градуированный сосуд для питья;

13. Пищевой рацион из расчета не менее 10 000 кДж на каждого человека из числа людей, допускаемого к размещению на спасательной шлюпке; этот пищевой рацион должен быть в воздухонепроницаемой упаковке и храниться в водонепроницаемом контейнере;

14. Четыре парашютные ракеты;

15. Шесть фальшфейеров;

16. Две плавучие дымовые шашки;

17. Один водонепроницаемый электрический фонарь, годный для сигнализации по азбуке Морзе, с одним запасным комплектом батарей и одной запасной лампочкой в водонепроницаемой упаковке;

18. Одно сигнальное зеркало для дневной сигнализации с инструкцией по его использованию для подачи сигналов морским и воздушным судам;

19. Один экземпляр таблицы спасательных сигналов в водозащищенном исполнении или в водонепроницаемой упаковке;

20. Один свисток или другой равноценный звуковой сигнал;

21. Аптечку первой помощи в водонепроницаемой упаковке, которая после употребления может быть снова плотно закрыта;

22. Шесть доз медикаментов от морской болезни и один гигиенический пакет на каждого человека;

23. Складной нож, прикрепленный к шлюпке штертом;

24. Три консервовскрывателя;

25. Два плавучих спасательных кольца, прикрепленных к плавучему линю длиной не менее 30 м;

26. Ручной насос;

27. Один комплект рыболовных принадлежностей;

28. Достаточное количество инструментов для выполнения незначительных регулировок двигателя и относящихся к нему устройств;

29. Переносной огнетушитель, пригодный для тушения горящей нефти;

30. Прожектор, способный обеспечивать эффективное освещение в ночное время светлоокрашенного объекта шириной 18 м на расстоянии 180 м в течение в общей сложности 6 ч и работать непрерывно в течение не менее 3ч;

31. Набор флагов для подачи сигналов бедствия;

32. Эффективный радиолокационный отражатель, если в спасательной шлюпке не установлен радиолокационный ответчик;

33. Комплект аварийных радиопередатчиков;

34. Теплозащитные средства, в количестве, достаточном для 10% числа людей, допускаемого к размещению на спасательной шлюпке или двух, смотря по тому, что больше;

35. Гидротермокостюмы в количестве трёх штук;

36. Комплект ниток и шпагатов;

37. Полотнище брезента для сбора дождевой воды.

Полностью закрытие спасательные шлюпки (ПЗСШ).

Каждая полностью закрытая спасательная шлюпка должна быть оборудована жестким водонепроницаемым закрытием, полностью закрывающим спасательную шлюпку. Закрытие должно быть устроено так, чтобы отвечать следующим положениям:

  • оно должно защищать находящихся на спасательной шлюпке людей от зноя и холода;
  • доступ в спасательную шлюпку должен обеспечиваться с помощью люков, которые могут герметично закрываться;
  • входные люки должны располагаться так, чтобы можно было производить спуск и подъем спасательной шлюпки, не прибегая при этом к выходу людей из закрытия;
  • входные люки должны быть способны открываться и закрываться как снаружи, так и изнутри спасательной шлюпки и быть оборудованы надежными средствами, позволяющими держать их в открытом положении;
  • оно должно обеспечивать возможность грести;
  • оно должно быть способно при закрытых люках и без значительных протечек поддерживать на плаву общую массу спасательной шлюпки с ее полным комплектом людей и снабжения, включая механизмы, когда шлюпка находится в опрокинутом положении;
  • на обоих бортах спасательной шлюпки оно должно иметь окна или прозрачные панели, пропускающие внутрь спасательной шлюпки достаточное количество дневного света при закрытых люках, с тем чтобы исключить необходимость искусственного освещения;
  • наружная поверхность закрытия должна быть хорошо видимого цвета, а внутренняя - такого цвета, который не вызывает дискомфорта у находящихся на спасательной шлюпке людей;
  • оно должно быть снабжено поручнями, за которые могут надежно держаться люди, передвигающиеся снаружи спасательной шлюпки, и которые могут быть использованы при посадке и высадке людей;
  • люди должны иметь возможность проходить от входа к своим местам для сидения, не перелезая через поперечные банки или другие препятствия;
  • находящиеся на спасательной шлюпке люди должны быть защищены от воздействия разрежения воздуха в опасных для человека пределах, которое может возникнуть при работе двигателя спасательной шлюпки.

Опрокидывание спасательной шлюпки и возвращение ее в прямое положение.

1. Для каждого обозначенного места для сидения должен быть предусмотрен привязной ремень. Конструкция привязных ремней должна быть такой, чтобы они надежно удерживали на месте человека массой 100 кг, когда спасательная шлюпка находится в опрокинутом положении.

2. Остойчивость спасательной шлюпки должна быть такой, чтобы она сама по себе или автоматически возвращалась в прямое положение, когда она нагружена ее полным или частичным комплектом людей и снабжения, все ее входы и отверстия водонепроницаемо закрыты, а люди пристегнуты привязными ремнями.

3. После получения повреждений, спасательная шлюпка должна поддерживать на плаву ее полный комплект людей и снабжения, а ее остойчивость должна быть такой, чтобы в случае опрокидывания она автоматически занимала положение, позволяющее находящимся на спасательной шлюпке людям покинуть ее через выход, расположенный выше уровня воды.

4. Все выхлопные трубы двигателя, воздухопроводы и другие отверстия должны быть устроены так, чтобы при опрокидывании спасательной шлюпки и возвращении ее в прямое положение исключалась возможность попадания воды в двигатель.

Приведение спасательной шлюпки в движение.

1. Управление двигателем и его передачей должно производиться с поста управления рулем.

2. Двигатель и относящиеся к нему устройства должны быть способны работать в любом положении во время опрокидывания спасательной шлюпки и продолжать работать после возвращения ее в прямое положение или автоматически останавливаться при опрокидывании, а затем вновь легко запускаться после возвращения спасательной шлюпки в прямое положение. Конструкция топливной системы и системы смазки должна предотвращать возможность утечки из двигателя топлива и утечки более 250 мл смазочного масла во время опрокидывания спасательной шлюпки.

3. Двигатели с воздушным охлаждением должны иметь систему воздухопроводов для забора и выброса за пределы спасательной шлюпки охлаждающего воздуха. Должны быть предусмотрены заслонки с ручным управлением, позволяющие забирать охлаждающий воздух изнутри спасательной шлюпки и выбрасывать его также внутрь спасательной шлюпки.

Конструкция и наружные привальные брусья.

Полностью закрытая спасательная шлюпка должна иметь такие конструкцию и наружные привальные брусья, чтобы спасательная шлюпка обеспечивала защиту от опасных ускорений, возникающих при ударе нагруженной полным комплектом людей и снабжения спасательной шлюпки о борт судна со скоростью не менее 3,5 м/с.

 

Спасательные шлюпки, спускаемые методом свободного падения.

Спасательная шлюпка, предназначенная для спуска методом свободного падения, должна иметь такую конструкцию, чтобы, будучи нагруженной ее полным комплектом людей и снабжения, она обеспечивала защиту от опасных ускорений, возникающих при спуске ее на воду с высоты, по меньшей мере равной максимальной проектной высоте ее установки над ватерлинией при наименьшей эксплуатационной осадке судна, неблагоприятных условиях дифферента до 10° и крене не менее 20° на любой борт.

 

Характеристика шлюпок сбрасываемых с кормы методом свободного падения.

В последние годы шлюпки, сбрасываемые методом свободного падения, получают всё большее применение на флоте. Они обычно, имеют длину от 7,5 м до 16 м. Вмещают до 50 и более человек, и почти вертикально «ныряют» с кормы судна с высоты до 30 м со скоростью 60-70 миль/час или 35 м/с. По неполным данным, на судах мирового флота сейчас используется более 3500 таких шлюпок. Корпус шлюпки имеет более прочную конструкцию и хорошо обтекаемые плавные обводы, предотвращающие сильный удар при входе шлюпки в воду. Так как при ударе о воду возникают значительные перегрузки, в шлюпке установлены специальные кресла, имеющие амортизирующие прокладки. Перед сходом шлюпки с рампы-эллинга (которая установлена под углом 35°), все находящиеся в шлюпке люди должны надёжно закрепить себя ремнями безопасности с быстросмыкающейся пряжкой и специальным фиксатором головы. Большое значение для безопасного восприятия динамических нагрузок имеет правильное положение тела в кресле, что должно отрабатываться на тренировках – во время учебных шлюпочных тревог.

Шлюпки свободного падения гарантируют безопасность людей, при расстоянии от посадочной платформы до поверхности воды, равным 20 м.

Ещё более надёжной считается комбинированная модель шлюпки.

В зависимости от условий командир шлюпки может дистанционным пультом задать один из двух вариантов:

  • свободное падение – такой метод спуска СШ, при котором она с комплектом людей и снабжения на борту разобщается с судном и сбрасывается в воду без каких-либо удерживающих её приспособлений;
  • свободное всплытие – такой метод спуска СШ или спасательного плота, при котором они автоматически разобщаются с тонущим судном и находятся в готовности к использованию.

Кроме того, конструкция свободнопадающих (ныряющих) шлюпок позволяет проходить опасную зону на индивидуальном запасе воздуха, хранящегося в баллонах, и обеспечивающего свободное дыхание людей и бесперебойную работу двигателя в течение не менее 10 минут.

При выходе из строя системы автоматики свободное падение или всплытие шлюпки можно осуществить ручным пультом.

Спуск (ныряние) шлюпки может производиться с высоты до 30 м. Каждый член экипажа должен иметь навыки по правильной посадке в кресло и креплению туловища и головы.

Если коллективные спасательные средства на грузовом судне установлены на расстоянии более 100 м от носовой или кормовой оконечностей, то  в носу или корме соответственно, устанавливают дополнительный спасательный плот вместимостью не менее 6 человек.