Get Adobe Flash player

 Индивидуальные судовые спасательные средства

При оставлении судна от каждого человека на борту требуются участие, в совместных действиях, определяемых судовым Расписанием по «ОБЩЕСУДОВОМУ СИГНАЛУ ТРЕВОГИ», и  оказанию помощи окружающим. В чрезвычайных (аварийных) обстоятельствах человек может  оказаться один на один  с опасностью, угрожающей его жизни.  Но, в любом из этих случаев,  человек должен знать, как правильно и грамотно действовать в любой экстремальной ситуации.

Каждый член экипажа,  в том числе и пассажир, всегда должны помнить, три основные заповеди на случай вынужденного оставления судна:

1. При объявлении «Общесудового сигнала тревоги» каждый моряк должен прибыть к месту сбора одетым по сезону (лучше в шерстяной одежде, в головном уборе) со спасательными жилетами и гидротермокосюмом (ГТК).

2. Стремиться покинуть судно установленным порядком вместе со  всеми  в шлюпке  или на спасательном плоту.

3. Оказавшись в воде, постараться сохранять неподвижность.

При угрозе гибели судна по указанию КАПИТАНА объявляется «ОБЩЕСУДОВОЙ СИГНАЛ ТРЕВОГИ» судовым свистком или сиреной и дополнительно электрическим звонком.     

Сигнал «ОБЩЕСУДОВОЙ СИГНАЛ ТРЕВОГИ»  - 7 коротких и 1 продолжительный звук (●●●●●●● ▬)  повторяется 3 - 4 раза. 

Право объявлять «ОБЩЕСУДОВОЙ СИГНАЛ ТРЕВОГИ», определять момент и порядок оставления судна дано только КАПИТАНУ.

При объявлении «ОБЩЕСУДОВОГО СИГНАЛА ТРЕВОГИ»,  каждый человек должен прибыть к МЕСТУ СБОРА тепло одетым (предпочтительно шерстяное белье и малопромокаемая одежда) головном уборе, с гидротермокостюмом (ГТК) и спасательным жилетом.

По этому сигналу осуществляется окончательная подготовка судовых коллективных спасательных средств,  к спуску на воду.

 

Индивидуальные спасательные средства

   Спасательные круги                                                                        Спасательные жилеты

       

 Одноместные спасательные плоты                                                                  Гидротермокостюмы

                      

                                                                                                                      

Спасательные жилеты

Спасательный жилет надевается и надежно крепится лямками. Спасательный жилет обеспечивает телу достаточную плавучесть и правильное положение в воде, даже если человек лишится сознания, также позволяет в ожидании помощи сохранять неподвижность с целью снижения теплоотдачи организмом. Число спасательных жи­летов должно быть не менее числа людей, находящихся на судне.

 

Кроме того, на местах несения вахты, а также в местах удаленных от расположения спасательных шлюпок и плотов должны находиться дополнительные спасательные жилеты, так как вахтенный состав по тревоге не может покинуть своего места. На пассажирских судах жилетов должно быть на 5% больше общего числа людей на судне.

 

В спасательное снабжение судна дополнительно входят детские  спасательные жилеты в количестве -  10% от числа пассажиров на судне. Дет­ские жилеты имеют меньший размер и надпись "Для детей". Спасательный жилет должен быть снабжен свистком, огнем с источником  энергии,  рассчитанным на 8 часов непрерывной работы.

Независимо от конструкции,  спасательные жилеты должны удовлетворять основным требованиям:

  • обеспечивать всплытие потерпевшего, находящего­ся в бессознательном состоянии; при этом рот должен находиться на 12 см над водой под углом 20-50°;
  • не травмировать человека при прыжках в воду с высоты 4,5 м;
  • обеспечивать возможность свободно плыть и взо­браться на спасательное  средство;
  • удобно и быстро надеваться за время не более 1 мин;
  • разворачивать тело в воде за время не более 5 сек;
  • иметь комплект снабжения (огонь поиска, морскую батарейку, свисток, светоотражательные полосы), клей­мо проверки и маркировку.

Существует множество типов спасательных жиле­тов, причем некоторые устаревшие конструкции пред­ставляют опасность при пользовании.

Комплектация жесткого спасательного жилета должна соответствовать требованиям СОЛАС-74. Запас плавучести такого жилета обеспечи­вается водоизмещающим наполнителем, покрытым вла­гостойкой тканью оранжевого цвета.

Кроме жестких, применяют надувные спасательные жилеты, имеющие две отдельные камеры, которые при погружении в воду надуваются автоматически от бал­лончика с газом (например, СО2), а в необходимых случаях могут надуваться ртом, для чего предусмотрена гибкая трубка с мундштуком.

 

 

1 - светоотражающие полосы;

2 - ремни крепления;

3 - свисток сигнальный;

4 - батарейка;

5 - фонарик (огонь поиска).

 

Тактика пользования спасательным жилетом и его действие:

  • взять жилет со штатного места;
  • проверить пол­ную комплектацию;
  • определить сторону надевания по расположению светоотражающих полос и огня поис­ка; 
  • надеть жилет через голову на шею.

 

 

 

 

а) расправить жилет

б) расправить жилет и ремни (лямки);

в) застегнуть ремни    или завязать лямки на груди.

 

 

 
Действие спасательного жилета.

 

Действие надувного спасательного жилета для чело­века, потерявшего сознание.

В течение 5 с  после погружения в воду,

человек всплывает (вид а),

разворачивается (б),

занима­ет безопасное положение (в).

 

 

Спасательные жилеты распределены между всеми лицами на судне, а дополнитель­ные хранятся в местах несения вахт: в машин­ном помещении, на мостике, в радиорубке.

При осмотре жилета перед надеванием обязательно проверить: наличие лампочки, провода к батарейке, штерта и пробок, закры­вающих отверстия в батарейке, наличие сиг­нального свистка и его крепление, состояние ремней и пряжек.

При прыжках в воду необходимо:

  • осмотреть место предстоящего приводне­ния;
  • крепко прижать жилет к груди руками, от­жимая вниз;
  • сделать глубокий вдох;
  • прыгнуть ногами вперед, держа их вместе или скрестив, слегка согнув;
  • закрыть глаза, голову держать прямо.

Огонь поиска спасательного жилета ОП-2  представляет собой водозащищенный корпус со светопрозрачным колпачком, внутри которого находится печатная плата, лампочка и литиевый источник питания. Включение огня производится поворотом светоотражающего колпачка по часовой стрелке.

ОП–2 предназначен для подачи световых сигналов и определения места нахождения спасательных жилетов. Огни соответствуют требованиям «Правил по оборудованию морских судов, Конвенции СОЛАС - 74/96 с поправками - 96, одобренными  Резолюцией MSC. 54/66,  Кодексу LSA  и Резолюции  IMOA – 689 (17) MSC. 81/70», а именно:

  • сила света не менее, КД – 0,75;
  • частота проблесков в мин. от 50 до 70;
  • ток потребления при номинальном напряжении мА – 120;
  • время работы не менее 8 часов.

Следует заблаговременно ознакомиться с расположением всех спасательных средств на судне, чтобы в любых условиях и из любого места можно было достичь одного из них. Номер спасательного средства и место его расположения для членов экипажа и пассажиров,  предписано в Расписании по общесудовой  тревоге, а также указано  в «Каютной карточке» каждого члена экипажа или пассажиров, а в критический момент,    определяется  командой капитана или  обстоятельствами случая и доступностью.

 

Гидротермокостюмы и теплозащитные средства

Основ­ным недостатком спасательных жилетов является пол­ное отсутствие теплозащиты, поэтому время выживания терпящих бедствие, одетых в спасательные жилеты пол­ностью зависит от температуры морской воды и в зимнее время измеряется минутами. В последние годы на судах в качестве спасательного снабжения стали применять гидротермокостюмы и теплозащитные средства.

Гидротермокостюм (ГТК) предназначен для снабжения судов и плавсредств в качестве индивидуального средства спасения при аварии на воде. ГТК отвечает требованиям Международного Кодекса по спасательным средствам (Кодекс LSA) и Правилам Регистра. Позволяет удерживать человека на поверхности воды и обеспечивает безопасное для его жизни пребывание в воде с температурой от ОоС до + 65о С в течении 6 часов.

 

 

Рабочий диапазон температур:

  • воздуха,  оС:  от - 30 оС до + 65оС;
  • воды,     оС:  от - 1 оС до + 30оС;
  • средний срок службы – 6 лет.

В соответствии с требованиями гидротермокостю­мы предусматривают только для каждого человека, расписанного на дежурную шлюпку или морскую эвакуационную систему, но в данное время наблюдается тенденция снабжения гидротермокостюмами всего экипа­жа судна.

 

 

 

На судах применяют костюмы различных конструк­ций, которые должны соответствовать следующим основ­ным требованиям:

  • возможность самостоятельно надеть костюм за время не более 2 мин;
  • полная комплектация необходимым снабжением — светоотражательные полосы, спасательный линь, огонь поиска, сигнальный свисток, спасательный пояс с кара­бином;
  • прочность, выдерживающая прыжки с высоты 4,5 м;   
  • свобода перемещения, позволяющая подняться по вертикальному трапу на высоту до 5 м. и выполнять работы по спуску спасательных средств;
  • теплозащита, обеспечивающая выживание человека при низких температурах.

В маркировке костюма указывается гарантирован­ное время теплозащиты: костюмы ГТК-6 - при темпе­ратуре воды 0 - 2°С,  за 6 часов температура тела не должна падать более чем на 20 С; ГТК-1 - при температуре воды 5°С,  за 1 час температура тела не должна падать более чем на 20 С.

Гидрокостюм  закрывает водонепрони­цаемо все тело человека, кроме лица. Некоторые костю­мы снабжены прозрачными капюшонами, предохра­няющими лицо от попадания брызг. Костюмы изго­тавливают различных размеров по росту и объему груди.

По плавучести различают костюмы:

  • изолирую­щий - не обладает плавучестью и требует надевания поверх гидрокостюма спасательного жилета;
  • поддержи­вающий и изолирующий совмещающий функции гидро­костюма и спасательного жилета.

 

 Гидротермокостюмы:

а) в надетом виде;

б) конструкция;

1 - светоотражающие полосы;

2 - воздушный отсек со шлангом подкачки;

3 - огонь поиска;

4 - спасательный линь;

5 - герметичная молния;

6 - перчатки;

7 - свисток.

 

 

 

Гидротермокостюмы (ГТК) надеваются на открытых участках палубы.

 Для этого необходимо:

  • достать костюм из упаковочного мешка и осмотреть его;
  • расправить костюм и надеть его как комбинезон;
  • натянуть капюшон на голову;
  • полностью застегнуть молнию и застегнуть на груди карабин подъемного устройства;
  • присев, стравить воздух, скопившийся в костюме, обтянуть ремешки на запястьях и лодыжках, застегнуть герметичную молнию и лицевой клапан;
  • прыгнуть в воду ногами вниз, обтягивая костюм руками книзу и перекрывая рот и нос;            
  •  находясь в воде, поднести ко рту надувной клапан и наполнить воздухом опору для головы.

 

Для каждой спасательной шлюпки должно быть по крайней мере по три ГТК. В ДЕЖУРНОЙ ШЛЮПКЕ (шлюпка, назначенная для спуска по тревоге "ЧЕЛОВЕК ЗА БОРТОМ" ГТК должны бить предусмотрены на каждого ее члена команды (шесть человек). По усмотрению администрации ГТК могут быть предусмотрены на каждое находящееся на борту судна лицо, однако, в дополнение к теплозажитным средствам (ТЗС), на судне должны быть ТЗС для лиц, не имеющих ГТК.

 

 

 

 

Индивидуальные теплозащитные средства изготов­ляют из водонепроницаемого материала с низкой теп­лопроводностью в виде костюмов или мешков. Тепло­защитное средство закрывает все тело, за исключением лица, и служит для восстановления температуры тела человека, побывавшего в холодной воде. В снабжение каждой спасательной шлюпки и плота должны входить теплозащитные средства в количестве 10 % вместимос­ти людей, но не менее двух.

Теплозащитные средства (ТЗС) надеваются следующим образом:

  • вынуть из пакета, разорвать полиэтиленовую упаковку;
  • развернуть и убедиться в том, что застежка – молния полностью открыта;
  • надеть спасательный жилет;
  • натянуть ТЗС через ноги до уровня груди;
  • захватить рукой капюшон, надеть его на голову и установить эластичный уплотнитель вокруг лица, полностью застегнуть молнию.

Теплозащитное средство предотвращает падение температуры тела и является важным средством предотвращения ГИПОТЕРМИИ. Оно эффективно при температурах от – 300 до + 200С.

Надев ТЗС, не пытайтесь плавать и прыгать в воду!

Гидротермокостюмы и индивидуальные за­щитные средства предназначены для предуп­реждения переохлаждения (гипотермии) людей, работающих в холодной воде, и спасаемых.

Полное обеспечение экипажа гидротермокостюмами значительно повышает шансы на спасение при гибели судна

 

Спасательные круги

В зависимости от назна­чения и длины суда снабжаются спасательными круга­ми в количестве от 2 до 30 шт. Конкретное число спасательных кругов определяется требованиями Конвенции СОЛАС-74 и Кодекса ЛСА. Количество спасательных кругов зависит от длины судна, на пассажирских судах их может быть от 8 до 30, на грузовых – от 8 до 14 штук.

 

Спасательные круги:

а) самозажигающийся; б) светодымяший;

1,7 буи самозажигающийся и светодымящий; 

2  линь;

3  спасательный леер; 4  светоотражающие поло­сы;

5  круг;

6 – маркировка.

 

 

 

Кроме того, к комплекту судовых спасательных кругов предъявляют дополнительные требования:

  • прочность, выдерживающая прыжки с высоты 4,5 м;   
  • один (или более) с каждого борта должен иметь спасатель­ный линь длиной, равной двойному расстоянию от места установки круга до поверхности воды, но не менее 30 м;
  • половина спасательных кругов, но не менее шести, должны быть снабжены самозажигающимися ог­нями с источником питания, обеспечивающим продол­жительность горения не менее 2 ч;
  • не менее двух кругов должны иметь автоматически дейст­вующие дымовые шашки, дающие дым оранжевого цвета  в течение не менее 15 мин.

 

Штатное поло­жение спасательного круга:

1 - буй;

2 - круг;

5 - линь (длиной не менее 30 м).

 

 

 

 

 

Буй светящийся спасательного круга LALIZAS:

  • длина, см 35,5;
  • вес, г 393;
  • диаметр (макс),см  9,5;
  • непрерывная работа в течении 2 часов;
  • цвет огня – белый;
  • сила света не менее 2 кд;
  • питание от 4 батарей - 1,5 В (батареи в комплект поставки не входят);
  • жестко вмонтирован в пластиковый корпус.

Спасательные круги равномерно распределяют по бортам судна в легкодоступных местах, в любой момент они должны быть готовы к применению. Два спасатель­ных круга с самозажигающимися огнями и автоматически действующими дымовыми шашками  распо­лагают на крыльях ходового мостика.

 

Тактика пользования спасательным кругом:

а) - доплыть до круга и взяться двумя руками за его поверхность;

б) - нажимая руками на круг, опрокинуть его через голову, на себя;

в) - положить руки на поверхность круга, занять удобное положение.

Добравшись до круга, следует не подныри­вать под него, а только опрокидывать. Стараться максимально сохранять энер­гию и тепло - от этого зависит время выживания в воде.